Модель самолета «Гроб Эйркрафт» G120TP
Экспозиция США была огромна по объему и очень бестолкова по своей сути. Большие стенды имелись у всех штатов, где есть хоть какая-то авиационная промышленность. Полезной информации на этих стендах, правда, не было. Гораздо интереснее обстояли дела со стендами некоторых американских фирм. В частности, фирма «Дженерал Атомикс» демонстрировала крупноразмерные модели своих БПЛА «Грэй Игл», «Рипер» и «Эвенджер», причем «Рипер» нес окраску Королевских ВВС. Тем самым американцы непрозрачно намекнули: бросьте разрабатывать свои БПЛА, купите у нас все готовое! Лично у меня огромный интерес вызвал большой стенд американской фирмы «Терма», занимающейся разработкой систем предупреждения и активной самообороны ЛА. На нем были представлены макет малозаметного разведывательного контейнера для самолета F-35, оптическая турель системы предупреждения о пусках ракет, а также ложная буксируемая цель. Интересны и информативны оказались экспозиции американских фирм «Марвин Груп» (пусковые установки, рельсы и бомбовые замки) и «Эссекс Индастриз» (РУС, РУД и штурвалы, выполненные по технологии HOTAS). Экспозиция японских фирм была сведена в один относительно компактный блок. С моей точки зрения, наиболее интересен оказался стенд фирмы «Кавасаки», где была представлена развернутая информация по программам военно-транспортного самолета С-2, его гражданизированной версии YCX и морскому патрульному самолету ХР-1. На стенде фирмы «Мицубиси» была выставлена модель центральной секции крыла самолета Боинг 787 и макет перспективного регионального самолета MRJ. Правда, персонал стенда не говорил даже по-английски, и допроситься хоть какой-то конкретики по этим двум экспонатам у меня не получилось.
Чешская фирма «Аэро Водоходы» выступила на этот раз вполне достойно, отрекламировав легкий УБС L-159, программу модернизации знаменитого «Турболета» L-410, а также дав детальную информацию о своем участии в программе бразильского транспортника-заправщика КС-390. ВВС Чехии разместили заказ на один самолет этого типа.
Германская фирма «Гроб Эйркрафт» предоставила интересную информацию о своем новом однодвигательном УТС G120TP, который может использоваться как для первоначального обучения летчиков-любителей, так и для обучения пилотов более высоких ступеней и их переучивания. Самолет фигурировал на стенде в виде модели.
На большом стенде ведущего западного производителя катапультируемых кресел, фирмы «Мартин Бейкер», экспонировалось четыре кресла, в то время как на светящихся экранах была выведена информация о том, сколько летчиков спаслось благодаря продукции «Мартин Бейкер» в общем (цифра составляла 7400 человек) и за последние 12 месяцев (40 человек).
Модель перспективного космолета «Скайлон» и его двигателя «SABRE»
Британская фирма «Риэкшн Энджинз», занимающаяся разработкой гибридного двигателя изменяемого цикла «SABRE» на водородном топливе для космолета «Скайлон», представила интереснейшие, ранее неизвестные подробности его конструкции и принципов работы. К сожалению, нашему живейшему диалогу с представителем фирмы помешали суровые саудовские летчики, которых также заинтересовала новинка. По оптимистичной оценке фирмы «Риэкшн Энджинз», летный экземпляр «Скайлона» может быть готов уже в начале 2020-х гг.
Тезка российской авиакомпании -британская фирма «Трансаэро» ~ представила линейку летных шлемов, комбинезонов и средств защиты и спасения экипажей и пассажиров ЛА.
Британская же фирма «Альфа Хел-мет Интегрейтед системз» показала несколько моделей высокотехнологичных шлемов, в т. ч., шлем с проецированием информации на прозрачное забрало.
Легкое недоумение вызвала огромная по площади экспозиция фирмы «Сафран», занимающейся, кроме прочего, производством шасси, ВСУ и обечаек мотогондол. Кроме неназванной мотогондолы ТРДД, «Сафран» выставил стойку шасси от самолета А340 (это было бы интересно лет 10 назад), шасси самолета «Грипен» (аналогично) и ВСУ для самолета DC-10, который, как я уже отметил выше, является историей авиации.
Итальянская фирма «Алпи Эвиэйшн» демонстрировала в специально отгороженном сеткой пространстве полеты своего мини-мультикоптера SIXTON-A шестивинтовой схемы.
Отмечу также наличие большого количества стендов никому не известных и малоинтересных фирм, занимающихся производством какой-либо околоавиационной продукции общего назначения (титановых и алюминиевых сплавов, трубок, стекла, крепежа), которые гордо заявляли: «Наша продукция используется на самолете А380!». Имелось также несколько стендов фирм, занимающихся перепродажей запасных частей и силовых установок.
За пять первых дней работы выставку посетило более 120 тысяч бизнес-посетителей, за последние два дня общего доступа было продано более 130 тысяч билетов. В статике и в полете демонстрировалось 152 летательных аппарата. Выставку посетило 70 делегаций из 44 стран, на ней было аккредитовано 1816 журналистов. В ходе авиасалона было заключено контрактов на общую сумму 47 млрд. долл.