Модель южнокорейского перспективного боевого самолета FA-50 и УТС Т-50 в полете
В экспозиции фирмы «БАЕ системз» и группы компаний EADS навязчиво, как мантра, звучало слово «инновации». Внимательно осмотрев экспозицию и тех, и других, я нашел в британском павильоне лишь один экспонат, который с уверенностью можно назвать инновационным. Это была модель БПЛА «Демон», разработанного студентами Крэнфилдского университета. Аппарат лишен традиционной механизации крыла, у него также полностью отсутствует вертикальное оперение. Управление по всем трем осям осуществляется путем выдувания воздуха из щелей, расположенных вдоль задней кромки крыла, и использования системы УВТ. В остальном же, экспозиция сводилась к самолетам EF2000 и «Хок» (которые уже давно не инновационны) и участию «БАЕ Системз» в программе единого ударного истребителя F-35. Мельком были упомянуты БПЛА «Таранис» и «Мантис» (работы по которым если и ведутся, то очень медленно и печально). На специальном стенде демонстрировалась маловнятная конструкция, повествующая о работах фирмы «БАЕ» в области перспективных материалов и активного камуфляжа. Дополнительной информации, опять же - ноль. Зато на входе в павильон публику встречал огромный стеклянный ящик, в котором красовались модели самолетов всех фирм, которые впоследствии вошли в концерн «БАЕ», от Авро «Йорка» и Бристоль «Британии» до «Харриера», «Конкорда» и «Тайфуна»... Да, как говорится, «были когда-то и мы рысаками».
Среди экспонатов фирм, входящих в концерн EADS тоже не было заметно особых инноваций, за исключением макета скоростного экспериментального гибридного вертолета Еврокоптер ХЗ и микро-БПЛА, сконструированного неким студентом, который создал математическую модель его корпуса, а потом распечатал ее на объемном принтере. Остроумное применение перспективной технологии объемной печати.
Фирма «Астриум», входящая в космическое отделение концерна EADS, показала на своем стенде макеты нескольких спутников связи и спутниковую «тарелку». В виде макета присутствовал перспективный воздушно-космический самолет горизонтального старта и посадки, существующий, пока что, в виде ЗР-моделей. Был также замечен выставленный для массовки макет БПЛА «Тэлэрион», о закрытии программы которого было объявлено ранее в 2012 г. Присутствовала большая модель самолета Эрбас А350 с интерьером в стиле «парижское кафе», которую могли видеть еще посетители прошлогоднего салона МАКС, а также модель перспективного пассажирского самолета A320NEO.
На фоне подавляющего большинства стендов, российские «Ростехнологии», а также «Объединенная авиастроительная корпорация», «Иркут» и «Вертолеты России» смотрелись просто блестяще! Их стенды не только отличались высокой информативностью, но и были очень красиво, эстетично оформлены, не оставляя посетителей равнодушными. В качестве контрпримера хочется привести стенд фирмы «Сикорский», на котором, кроме крылатой буквы S и пары кожаных кресел не было ничего!
На стенде фирмы «Антонов» из братской Украины демонстрировались отличные модели всех их перспективных самолетов, в том числе Ан-70 и Ан-158.
Весьма информативен и интересен был стенд израильской фирмы «Элбит», посвященный, в основном, разработкам в области БПЛА и систем управления ими.
Республика Корея традиционно показала товар лицом, предоставив на своем стенде интересную информацию о ЛА отечественного производства — ударном самолете А-50, легком УБС КТ-1С и вертолете «Сурион».
Раритеты британской авиации: «Спитфайр» Mk.V и «Джет Провост»