В перерыве между облетом самолетов совершался облет района базирования:
23.07.52, Миг-15, перелет по маршруту парой Аньшань - Хайген - Ланьшань Гуань - Мукден - Аньшань.
Очевидно, что в связи с недостаточной летной и боевой подготовкой летного состава 32-й ИАД на реактивных самолетах, до начала боевых действий начинаются интенсивные тренировочные и инструкторские полеты. Отец тренируется сам и обучает летчиков в полках дивизии, перелетая с этой целью на МиГ-15, УТИ МиГ-15 и Як-1 1 между аэродромами Мукден и Аньшань, на которых базируются эти полки.
С 24 июля до 8 сентября на Миг-15 он выполняет 23 полета на групповую слетанность звеном и контролирующим групповой слетанности авиаполка, одиночные воздушные бои и воздушный бой парой, полеты на разведку погоды и тренировочные полеты, в том числе в зону и ночью. В этот же период выполняет 12 провозных и инструкторских полетов на УТИ МиГ-15.
В результате, за полтора месяца пребывания в Китае, отец более чем в полтора раза увеличил свой налет на реактивных самолетах, который, однако, все еще оставался явно недостаточным — 48 часов. Для сравнения: о летчиках 190-й ИАД, которых сменила 32-я ИАД, исследователи пишут, что они, начиная боевые действия в феврале 1952 г., «...не имели большого налета на реактивных самолетах. Он не превышал 50 - 60 часов».
В 32-й ИАД первым, с аэродрома второго эшелона Аньшань, начал боевые действия 913-й ИАП: «20.08.1952 г. полк совершил первый облет района боевых действий и в конце августа в основном прикрывал взлет и посадку самолетов корпуса с передовых аэродромов Аньдун, Дапу и Мяогоу».
Как следует из летной книжки, отец участвует в этих вылетах:
20.08.52, МиГ-15, маршрут в составе АЭ (авиаэскадрильи) — облет района боевых действий, 2 полета, 2 часа.
Основной задачей советской авиации было прикрытие расположенных на реке Ялуцзян ГЭС Сапхун и стратегических мостов через эту реку, по которым шло все снабжение и пополнение китайских и корейских войск. Прикрытию советской авиации подлежали также другие объекты до 100 км к югу от реки Ялуцзян, вглубь территории Кореи. Этот район размером, примерно, 100 на 100 км, расположенный на северо-западе Кореи между рекой Ялуцзян и берегом Желтого моря американцы называли «Аллеей МиГов».
Нетрудно понять, что МиГи приходили в «Аллею МиГов» из-за реки Ялуцзян. Не помню, чтобы отец занимался вокальными упражнениями, в основном по причине полного отсутствия музыкального слуха, но однажды услышал, как он напевает на мотив известной дворовой песни «В Кейптаунском порту»:
КП не слушали,
Приказ нарушили
И баки сбросили
На Ялуцзян...
На вопрос, что это значит, пояснил: «Мы в Корее летали с подвесными топливными баками, которые сбрасывали при встрече с американцами».
О секретности пребывания советских летчиков в Китае
Американцы действовали в Корее на основании решения Совета Безопасности ООН, постоянным членом которого был и Советский Союз. Поэтому советское участие в конфликте тщательно скрывалось.
Китайцы не были членами ООН и, тем не менее, с их стороны в Корее воевала, якобы, не кадровая Народно-освободительная армия Китая, а некие формирования китайских народных добровольцев. Под видом этих китайских добровольцев в Корее были и советские летчики, одетые в соответствующую форму — кепку «маоцзедуновку», синие китель и брюки, заправленные в красные сапоги. Летчикам выдали китайские удостоверения, но что там было написано иероглифами, они толком не знали. Отец утверждал, что по удостоверению он был китайским народным добровольцем У-Ван-Чоном. На самолетах были нанесены корейские опознавательные знаки,
Однако участники этих событий вспоминают: «всех спасшихся на парашюте летчиков на первых порах корейские или китайские солдаты принимали за американцев и нещадно били». Поэтому, по словам отца, им еще выдали сапоги со стельками внутри, на которых иероглифами было написано, что владелец этих сапог свой. Кроме того, у каждого летчика был небольшой серебряный значок в виде красного знамени с портретами Сталина и Мао-Цзедуна, а на обороте - личный номер его владельца.
Летчик 913-го ИАП старший лейтенант И.И. Карпов | Летчик 196-го ИАП старший лейтенант В.С.Абакумов |
Упоминание о таком значке встретилось в воспоминаниях летчика 196-го ИАП старшего лейтенанта B.C. Абакумова (5 побед в Корее), который 7 января 1952 г. был сбит, тяжело ранен и катапультировался. По его словам, к нему подбежал человек «...по виду кореец. Ощупал мои карманы, увидел приколотый над карманом тужурки у меня значок-флажок и крикнул что-то вдаль, замахал рукой».
Убедившись по значку, что летчик не «трумэн» (американец), а «сулян» (советский), корейцы оказали ему помощь, но медлили с отправкой в часть. Абакумов предполагает, что они опасались китайцев, которые по дороге могли отбить его, чтобы вместо корейцев получить полагающееся за спасение советского летчика вознаграждение. Такие случаи, якобы, были. Б.С. Абакумов пишет о том, что иногда вспоминал и отец - об исторической неприязни между китайцами и корейцами.
Однако участие в конфликте советских летчиков для американцев не было секретом. Первыми их появление в 1950 г. в Корее почувствовали «на своих боках» американские пилоты. В одном из исследований по истории корейской войны приводятся слова командира 51-го авиакрыла полковника Джона Митчелла: «Мы делим пилотов МиГ-15 на две категории - «хончо», т.е. профессионалы высокого класса, и «учеников». Относительно «учеников» американцы не ошибались — это были пилоты китайских и корейских истребительных авиадивизий - ученики советских летчиков.