Оглавление

FaFkBk02008.jpg

Американский истребитель F-84 "Тандерджет"

FaFkBk02009.jpg

Основной американский истребитель F-86 "Сейбр"

Отец оказался в Мукдене в связи с заменой 97-й и 190-й авиадивизий, действовавших в составе 64-го ИАК с января до августа 1952 года. Им на смену прибыли 133-я ИАД ПВО из Ярославля, 216-я ИАД из Бакинского района ПВО и 32-я Краснознаменная ИАД из состава 54-ой Приморской воздушной армии. Это была четвертая и последняя смена состава корпуса. Прибывшие дивизии находились в его составе до конца войны в июле 1953 года.

Отец прибыл с 32-й ИАД, хотя до этого, он проходил службу в 147-й ИАД 9-ой воздушной армии. Очевидно, в 32-й ИАД он оказался в связи с тем, что прибывшие дивизии по указанию командования имели помимо штатного летного состава дополнительный комплект летчиков за счет других истребительных авиадивизий ВВС и ПВО страны. Отец и был, наверное, таким «дополнительным» летчиком в 32-й дивизии.

Исследователи отмечают: «Налет на реактивной технике летчиков 32-й ИАД был в среднем до 20 часов, так как дивизия получила реактивную технику только весной 1951 года и еще слабо была подготовлена к боям. Хотя костяк руководства дивизии и полков был опытный, имеющий боевой опыт Великой Отечественной войны и войны с Японией, основной же рядовой летный состав был молодой и без боевого опыта». В подтверждение этих слов хочу отметить, что в соответствии с летной книжкой отца, его налет на реактивных самолетах был около 30 часов.

Советские дивизии базировались в Китае на аэродромах Аньдун, Мяогоу и Дапу, расположенных у границы с Кореей, которая проходит здесь по реке Ялуцзян. А в 150 - 180 км от этих, так называемых аэродромов 1-го эшелона, в глубине территории Китая находились аэродромы 2-го эшелона, где расположились полки 32-й дивизии: Мукден (224-й и 535-й ИАП) и Аньшань, (913-й ИАП), на котором, судя по летной книжке, оказался и отец.

Как правило, убывавшие в Союз дивизии, оставляли самолеты сменщикам. Однако 32-я ИАД прибыла в Китай со своими самолетами — новыми, последней модификации (МиГ-15бис). Поскольку в советской авиации «облет самолетов после сборки считался делом опытных летчиков-командиров», первые вылеты отца в Китае были посвящены этому делу:

20.07.52, МиГ-15, облет с-тов после сборки, 2 полета, 50 минут.

21, 22 и 31 июля он продолжал облет собранных самолетов.

Модифицированные истребители внешне были такими же, как и МиГ-15, но с улучшенной аэродинамикой, новой пушкой с увеличенным боезапасом и, главное, с другими двигателями повышенной тяги: ВК-1А вместо РД-45. Эти самолеты обладали несколько большей скоростью, высотностью и дальностью. По словам отца, технические особенности новых самолетов долгое время держались от китайцев в тайне.

Трудно проверить, но он утверждал, что на двигателях их самолетов стояли пиропатроны, которые летчик должен был подорвать нажатием специальной кнопки в кабине в случае угрозы попадания этого двигателя в чужие руки, в том числе китайцев. Косвенно это подтверждается рассказом летчика «отцовского» 913-го ИАП И.И. Карпова, который после воздушно боя приземлился на подбитом и загоревшемся МиГе: «На рулежке я уже не выдержал жара пламени и на ходу выпрыгнул из самолета на бетонку. Самолет запылал. Китайцы бросились его тушить, но я не допустил их к самолету, так как там был двигатель ВК-1А».

Тем не менее, китайцы, видимо, заподозрили, что от них что-то скрывают. Отец рассказывал, как однажды, когда он сидел в кабине своего МиГ-15 бис на стоянке, к нему подошел китайский летчик:

-  Тунжа (товарищ), можно смотреть твой самолет?

-   Смотри.

Обойдя и внимательно осмотрев самолет, китаец достал из кармана веревочку и тщательно измерил диаметр сопла двигателя, сделав в нужном месте на веревочке узелок.

Отец рассмеялся:

-  Ну, что, зад у моего такой же, как у твоего?

-  А почему так быстро летаешь?

-  Больше тренируйся — также будешь летать.

Но есть сведения, что вскоре и китайские авиадивизи были перевооружены на МиГ-15 бис.

Оглавление