Оглавление

FA18EF017.jpg FA18EF018.jpg

Отработка "Супер Хорнетами" дозаправки в полете

Перспективная ракета AIM-9X

Второй этап — «фаза воздушных боев» - проходил в течение двух недель на авиабазе Ки-Уэст, шт. Флорида, с 14 по 25 июня. В числе прочего выполнялись воздушные бои четырех «Супер Хорнетов» с четверкой или большим количеством истребителей F-16C из 185-й эскадрильи «агрессоров», имитировавших тактику боевых действий истребителей МиГ-29. Выполнялись также воздушные бои в смешанных боевых порядках самолетов «Супер Хорнет» и «Хорнет» для получения более точной сравнительной оценки истребителей.

С 12 по 28 июля на авианосце «Джон С. Стеннис» проходил третий этап испытаний, целью которого являлась проверка возможности эксплуатации на корабле и действий в составе палубного авиакрыла.

С 16 по 27 августа «Супер Хорнеты» принимали участие в учениях «Ред Флэг» на авиабазе Неллис, шт. Невада. В учениях задействовали более 60 самолетов ВВС, КМП и ВМС США, а также ВВС третьих стран.

Финальный этап испытаний проходил в Чайна Лэйк в сентябре-ноябре. Тогда оценивалась выживаемость самолета в условиях противодействия сильной ПВО, проводились практические пуски УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В ходе испытаний OPEVAL самолеты «Супер Хорнет» выполнили 850 полетов с налетом 1233 ч, масса сброшенной полезной нагрузки составила 181 440 кг. По результатам испытания «Супер Хорнет» 15 февраля 2000 г. признан «эскплуатационно эффективным», «эксплуатационно пригодным» и рекомендован к эксплуатации в авиации ВМС США. Положительные результаты командование ВМС США сочло «ожидаемыми», хотя был сделан ряд замечаний, основные из которых касались боевой нагрузки: ограниченность вариантов подвесной нагрузки (всего-то 29!) и «специализация» узлов подвески по некоторым типам авиационных средств поражения. Было настоятельно рекомендовано как можно быстрее установить на самолет РЛС APG-79 с АФАР, нашлемный прицел, ввести в ассортимент вооружения УР AIM-9X, доработать бортовой комплекс обороны — «без данных систем потенциал самолета «Супер Хорнет» не может быть реализован в полной мере». Представители ВМС рекомендовали также отказаться от установки органов управления в задней кабине, одновременно изменив состав ее приборного оборудования — то есть заменить летчика-оператора бортовых систем «чистым» оператором.

Испытания «Супер Хорнета» с РЛС APG-79 проводились в Чайна-Лэйк в 2005 г., в них задействовали три самолета эскадрильи VX-31 и четыре эскадрильи VX-9. Первый сброс КАБ JDAM с использованием РЛС APG-79 был выполнен 3 августа 2005 г., первый пуск УР AIM-120 AMRAAM - 19 октября 2005 г. 25 октября впервые был нанесен одновременный удар двумя КАБ JDAM, сброшенными с одного самолета по двум целям. 17 февраля 2006 г. F/A-18F с помощью РЛС APG-79 в сложных метеоусловиях обнаружил четыре цели и передал их координаты двум «Супер Хорнетам», не имевшим РЛС с АФАР, которые сбросили на цели четыре КАБ JDAM. В результате все цели были поражены. Одновременный пуск нескольких ракет AIM-120 по маневрирующим воздушным целям был выполнен впервые 12 апреля 2006 г.

Изначально планировалось закупить для ВМС и КМП США 1000 самолетов «Супер Хорнет», но в 1997 г. заказ урезали до 548 самолетов с возможностью пересмотра программы, как в одну, так и другую сторону в зависимости от положения дел с программой самолета JSF. К тому же Корпус морской пехоты от закупки «Супер Хорнетов» отказался, сделав ставку на JSF. В марте 2002 г. министерство обороны США сократило количество закупаемых флотом самолетов F/A-18E/F с 548 до 460, но в прошлом году дебаты о закупке дополнительного количества «Супер Хорнетов» возобновились с новой силой из-за очевидных задержек в реализации программы самолета F-35С. Ровно год тому назад объем производства «Супер Хорнетов» оценивался уже в 515 F/A-18E/F и 114 EA-18G для ВМС США, а также в 24 самолета для ВВС Австралии. Интересно, что половина заказанных ВВС Австралии самолетов при необходимости может быть доработана в вариант РЭБ F/A-18G «Гроулер» (об этом самолете подробнее будет рассказано в следующем номере журнала).

Еще при рассмотрении бюджета на 2011 финансовый годы в программу закупок добавили девять машин, а затем министр обороны США Роберт Гейтс заявил о намерении увеличить количество планируемых в закупке в 2012 ф.г. «Супер Хорнетов» еще на 41 самолет, то есть ВМС должны получить уже 565 F/A-18E/F при сохранении объема производства EF-18G на прежнем уровне. Согласно текущей программе, серийное производство самолетов «Супер Хорнет» будет продолжаться как минимум до конца 2015 г.

Полномасштабное серийное производство F/A-18E/F было развернуто в сентябре 2000 г. а уже 14 июня 2002 г. флоту был передан 100-й «Супер Хорнет».

На сегодняшний день фирма «Боинг» поставила ВМС США около двухсот одноместных F/A-18E и порядка двухсот пятидесяти двухместных F/A-18F.

Оглавление