ПС-90А
ТВ7-117СМ для Ил-114 (ОАО "Климов")
По мнению исполнительного директора ОДК Василия Лапотько стоимость создания полномасштабного производства вертолетных двигателей в России оценивается в 5,95 млрд. рублей. По его словам, в настоящее время идет подготовка постановления правительства РФ о выделения бюджетного финансирования на данный проект. «Я уверен, что постановление правительства будет подписано в мае. Пока работа идет за счет средств ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) и ОАО «Климов». Наша задача - не только воспроизводство ТВЗ-117 и ВК-2500, но и дальнейшее развитие двигателестроения. Необходимо создать современное производство, способное воплотить в жизнь двигатели для скоростного вертолета, вертолетов Ми-38, Ка-62, а также для локализации производства западных двигателей», - подчеркнул В. Лапотько.
Хуже обстоят дела с отечественными поршневыми двигателями. Воронежский механический завод (ныне является филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева») который год демонстрирует одну и ту же продукцию. Даже и не продукцию, а штучные образцы поршневых двигателей М9ФВ мощностью 365 л.с. и М5 мощностью 170 л.с. Кроме того, корпорация «Ивченко» показала два двухтактных поршневых двигателя: МС-75ДЛА и МС-150ДЛА. Так что отечественная малая и спортивная авиация отечественных моторов не имеет, а когда будет иметь - непонятно.
Центральное место на стенде ОДК занимала продукция «Сатурна».
"36МТ"
«Сатурн» на объединенном стенде ОДК в этот раз продемонстрировал двигатели АЛ-55И, двигатель для крылатых ракет «36МТ», морской ГТД М70ФРУ и двигатель «117С» на котором сегодня летают опытные образцы самолетов Су-35 и Т-50. Это глубокая тягово-ресурсная модернизация двигателя АЛ-31ФП с форсажной тягой 14500 кгс и ресурсом 4000 ч. Использовать эти двигатели для модернизации существующих самолетов Су-27 и Су-30 достаточно проблематично, поскольку требуется доработка мотогондол и оборудования самолета. Как ни странно, в экспозиции предприятия отсутствовал двигатель SaM146, который «Сатурн» традиционно демонстрировал все предыдущие годы.
На «Сатурне» сложилась самая непростая ситуация из всех предприятий отрасли. Кредитная задолженность является неимоверно большой. Однако, по мнению В. Лапотько, на «Сатурне» «сконцентрирован ряд технических решений, которых нет на других предприятиях отрасли, собраны лучшие кадры в области проектирования и производства».
В этом году специалисты ОАО «Авиадвигатель» показали двигатель ПС-90А, представив также детали сертифицированного в декабре 2009 г. двигателя ПС-90А2, в том числе панель обшивки турбины из нержавеющей стали, панель обшивки газогенератора и турбины из углепластика и титана, малоэмиссионную жаровую трубу с керамическим покрытием и монокристаллические рабочие лопатки турбины высокого давления.
Тем не менее, ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) уже приступило к сборке двигателей ПС-90А2 для самолетов Ту-204СМ. «Сертификат на ПС-90А2 получен. У завода подписан контракт с OAK на поставку 12 двигателей. Все двигатели проавансированы и находятся в производстве», - сказал генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев. Два двигателя из этой партии уже готовы, первый ПС-90А2 прошел все испытания и будет передан заказчику в апреле, второй - в мае. Еще два двигателя планируется сдать OAK в конце года, потом ежемесячно будет поставляться по одному ПС-90А2.