Владимир ИЛЬИН
Как известно, первым китайским специализированным учебно-боевым самолетом был советский УТИ-4 (двухместный вариант истребителя И-16, оборудованный двойным управлением). В 1937 — 1940 гг. правительство Чан-Кайши закупило в СССР несколько десятков (по некоторым данным — 74) таких машин, направленных на укомплектование летных учебных центров. А в 1940 году, после того, как в силу договора с Японией советская военная помощь официально прекратилась, в Китае была предпринята попытка воспроизведения этого крайне необходимого военно-воздушным силам самолета собственными силами. До 1944 года промышленность страны «кустарным» способом выпустила около 30 УТИ-4, получивших в «Поднебесной» название «Иань 28 чиа».
Военно-воздушные силы молодой Китайской Народной Республики были фактически заново созданы в 1949 году с опорой на советскую военную помощь. До начала 1960-х годов они развивались в рамках единого процесса с советскими ВВС, имели близкую структуру и самолетный парк, пользовались одинаковыми с ВВС СССР уставами, наставлениями и инструкциями, готовили летный состав по аналогичной схеме и практически на одинаковых типах самолетов. Первоначальный и основной курсы обучения китайские курсанты проходили на поршневых УТС Як-18, CJ-5 и CJ-6 (китайские «клоны» нашего Як-18), а затем молодые пилоты пересаживались на двухместный реактивный самолет МиГ-15УТИ (в Китае он получил новое обозначение, JJ-2, однако серийно там никогда не производился).
Следует сказать, что «переходного» поршневого самолета типа нашего Як-11 в Китае не было (в 1950-е годы КНР получила от СССР порядка двух десятков машин этого типа, не вызвавших особого интереса у китайской стороны и больше не закупавшихся). Вместо этого китайцы (практически одновременно с СССР, Чехословакией и Польшей) приступили к работам по созданию собственного реактивного учебно-тренировочного самолета основного этапа летной подготовки. В 1956 году в Шеньяне, через месяц после образования там самолетостроительного КБ, началось проектирование УТС JJ-1 (Цзяньцзяо-1) с двигателем РД-500 (последний, как известно, в свою очередь, вел свою родословную от английского ТРД «Дервент»).
26 июля 1958 года JJ-1, ставший первым китайским реактивным самолетом национальной разработки, поднялся в воздух. Но хотя этому кургузому на вид летательному аппарату с прямым крылом, тандемным расположением экипажа и двигателем, архаично размещенным в центре фюзеляжа, в ходе летных испытаний и удалось подтвердить расчетные (следует сказать — весьма умеренные) летные характеристики, JJ-1 в серию так и не пошел: китайская авиационная промышленность в то время еще не имела опыта доводки и освоения в производстве столь «деликатного» (несмотря на кажущуюся простоту) изделия, как реактивный УТС.
УТИ-4 в Китае | |
CJ-6 в музее авиации под Пекином | JJ-1 — первый реактивный самолет китайской разработки |