Мотор МВ-4 в музее ВВС России в Монино (перевернут клапанами вверх). |
Мотор МВ-6 в Монино |
Лишь к марту 1939 г. завод № 16 был готов к крупносерийному производству МВ-4 и МВ-6. К сентябрю выпустили 160 МВ-4, к середине декабря - более 180. Однако эти моторы оседали на заводском складе из-за отсутствия карбюраторов КВ-4. К концу года выпустили около 200 МВ-4 и несколько меньше МВ-6. Все детали в них уже были советскими, только МВ-6 продолжали комплектоваться французскими магнето и карбюраторами. Сдача МВ-4 тормозилась отсутствием карбюраторов КВ-4, поставка которых задерживалась заводом-изготовителем.
Сильно отставали от графика работы по МВ-12. Отчасти причиной этого была неизвестность, какой же французский мотор брать за образец. Тип 12O во Франции быстро сняли с производства, заменив более совершенным 12R. «Рено» серийно делала 12R01, а затем модернизированный 12R03. У нас имелась полная документация на 12О, но выпускать мотор вчерашнего дня не хотелось. У «Рено» заказали образец двигателя 12R01, но пока оформляли бумаги, его тоже сняли с производства. Фирма предложила взамен 12R03, который и прибыл в СССР в 1939 г.
Соответственно несколько раз меняли и всю документацию. Начали со сборки из импортных деталей партии из 25 МВ-12, по числу купленных во Франции комплектов поковок и литья. К середине ноября были готовы два мотора, которые поставили на заводские испытания. Оба вышли из строя из-за поломок ПЦН, причем проработав не более трех часов. Оказалось, что при сборке не смогли выдержать весьма точных зазоров оригинала. К 1 декабря собрали третий мотор. В том же месяце приступили к изготовлению деталей на 10 двигателей МВ-12.
Руководство ГУАП задержку с выпуском моторов «Рено» списало на последствия вредительства. Дело в том, что в 1937 г. была репрессирована большая группа руководящих работников завода № 16.
На освоении производства копий французских двигателей в Советском Союзе останавливаться не собирались. Предполагалась широкая программа модернизации. Моторы хотели оснастить двухскоростными ПЦН, турбонаддувом, редукторами. Особое внимание уделялось МВ-12, который предназначался в первую очередь для легких истребителей. На нем хотели смонтировать редуктор, синхронизатор и пушку. На первом этапе на модификации МВ-12Ф планировали поднять максимальную мощность до 500 л.с. за счет повышения оборотов. В сентябре 1938 г. начали проектировать редукторный вариант МВ-12Р с пушкой. При этом, видимо, использовали один из приобретенных во Франции образцов. Рассматривали два варианта редуктора: обычную «гитару» из двух шестерен и планетарный. Односкоростной ПЦН планировалось заменить двухскоростным, улучшив высотные характеристики двигателя. Годом позже приступили к работе над другим вариантом, МВ-12Р, позже переименованным в М-12Р. На этой модификации размеры цилиндров намеревались привести к общему для всего семейства стандарту. Рабочий объем доводился до 19,0 л (исходный был 15 л). ПЦН - двухскоростной. За счет форсирования по наддуву и оборотам из мотора хотели «выжать» до 750 л.с. при весьма умеренном весе, который по заданию не должен был превышать 460 кг. Прорабатывалась возможность установки на мотор одного или двух турбокомпрессоров. Предлагалось также создание 24-цилин-дрового двигателя на основе спаренного МВ-12. Но фактически все эти работы остановились на стадии эскизных проектов, опытных образцов не строили.
МВ-4 в ходе серийного производства усовершенствовали незначительно. Одним из основных его недостатков считался ненадежный запуск в холода. Даже при вполне рядовой, по русским меркам, температуре в + 5° (тепла!) завести его было почти невозможно. В 1939 г. опробовали вариант с газовым (пиротехническим) самопуском ГС-16 вместо французского пневматического «Вьет». Это давало экономию в 12 кг веса и упрощало запуск мотора в мороз. В 1940 г. появился опытный образец модификации МВ-4А с ГС-16, измененной задней крышкой и современной схемой смазки через коленвал. В дефлекторе сделали задвижные окна для облегчения доступа к свечам. Все агрегаты на двигателе уже были советскими. В октябре 1940 г. такой мотор испытывали на УТ-2. Важным моментом стало уменьшение уровня вибраций, позволившее признать результат удовлетворительным.
Аналогично модернизировался МВ-6. Со второй половины 1939 г. серийно выпускались моторы МВ-6А с увеличенной площадью оребрения головок и ГС-16. С осени 1940 г. на МВ-6А стали ставить советские карбюраторы КВ-6.