Оглавление

CdrCR714010.jpg

Кодрон CR.714C1 в составе GC1/145

CdrCR714011.jpg

CR.714C1, разбитый во время тренировочного полета 31 мая 1940 г.

В руках польских пилотов

Большинство самолетов CR.714C1 передали в распоряжение поляков в соответствии с соглашением между правительствами двух стран, достигнутом в январе 1940 г. Дело в том, что после поражения Польши во Францию различными путями (главным образом, через Румынию) добрались около 150 пилотов, горевших желанием продолжить сражаться. Правительство Франции согласилось укомплектовать поляками одну истребительную группу (согласно польской терминологии, дивизион), предназначенную для отправки в Финляндию. Группа получила номер GC I/145, название "Монпелье", и согласно штату должна была состоять из двух эскадрилий (всего 11 самолетов, включая три в управлении группы). При этом, хотя во Франции находилась 160 истребителей "Моран-Солнье" MS.406C1, оплаченных польским правительством, но не успевших попасть по назначению, французские власти не спешили передавать их полякам, надеясь "пристроить" оказавшиеся ненужными "Кодроны". Формирование польской "финляндской" группы началось в феврале 1940 г. в Лионе. Возглавил её майор Юзеф Кемпински. Поначалу пилоты восстанавливали летные навыки на учебных машинах в составе специально созданного "Депо подготовки польских пилотов" (поляки называли его "Центр летной подготовки"), а 8 марта прибыли и первые CR.714C1. В общей сложности, Центр летной подготовки получил не менее 11 таких истребителей с серийными номерами 8, 12-16, 26-29 и 51. Три из них (8, 12 и 15) впоследствии были переданы в группу GC I/145.

Освоение новых машин велось довольно интенсивно, а высокая квалификация польских пилотов позволила избежать серьезных проблем. Отмечены лишь два инцидента: 15 марта 1940 г. подпоручик Витольд Лановски повредил "Кодрон" при вынужденной посадке, а 19 апреля погиб поручик Витольд Добжински — на его истребителе при заходе на посадку заклинило двигатель.

Начало "блицкрига" на Западе застало группу GC I/145 в Лионе. 17 мая её перебросили в район Парижа, на аэродром Виллакублэ. Польская часть вошла в состав 23-го истребительного групамента, но боевой ценности не представляла ввиду наличия всего трех самолетов. К 21 мая состав GC I/145 удалось довести до 22 "Кодронов", но легкие истребители не пользовались популярностью среди пилотов - CR.714C1 преследовали неполадки двигателей, шасси, механизма изменения шага винта и многих других узлов. Все это авиаторы высказали министру авиации Франции Ги де Шамбру, посетившему часть 25 мая. Результатом стало распоряжение о запрете полетов на CR.714C1, не имевшее, впрочем, никакого значения - получить более совершенные истребители все равно было невозможно, а выполнение боевых заданий никто не отменял. За период пребывания в Виллакублэ пилоты GC I/145 выполнили 23 боевых вылета — главным образом, в целях ПВО самого аэродрома и ближайших окрестностей.

30 мая группа получила приказ о передислокации, и к 2 июня была перемещена на аэродром Дрё западнее Парижа. Здесь GC I/145 включили в состав 21-го истребительного групамента, отвечающего за ПВО Парижа и объектов в долине Сены от Парижа до Руана.

Летая из Дрё, пилоты CR.714C1 добились наибольших успехов и понесли наиболее тяжелые потери. 3 июня звено в составе майора де Меримера (француза), поручика Червиньского и подпоручика Жуковского, участвуя в отражении налета на Париж, сбило Не 1 1 1 (эту победу засчитали с пометкой "вероятно"). 8 июня капитан Вчелик и поручик Червиньски сбили в окрестностях Омала Bf 110. Наиболее интенсивные бои группа GC I/145 вела 9 июня. Правда, утренний боевой вылет в тот день закончился безрезультатно. Несколько часов спустя в воздух поднялись 18 "кодронов", ведомые командиром группы майором Кемпиньским. Сразу после взлета на аэродром пришлось вернуться капитану Фрею -на его истребителе двигатель работал с перебоями. У Вернона пилоты GC I/145 обнаружили группу Bf 109, находящуюся примерно в 2000 м ниже. "Мессершмитты" из группы II/JG 27, как оказалось, сопровождали 25 бомбардировщиков Do 17. Атака польских истребителей была нескоординированной, но результативной. Первой на противника обрушилась пара Гловчиньски — Черняк. Воспользовавшись фактором внезапности, пилоты сумели завалить двух "мессеров". А дальше завязалась типичная "собачья свалка", в которой истребители сопровождения сумели связать боем "кодроны". К бомбардировщикам удалось прорваться лишь звену капитана Вчелика (ведомые - поручик Ковальски и взводный Маркевич), общими усилиями сбившими одного Do 17. В схватке с истребителями один сбитый Bf 109 записал на свой счет взводный Парафиньски, но и GC 1/145 понесла тяжелые потери: три пилота погибли, а один был ранен.

CdrCR714012.jpg CdrCR714013.jpg

Вид на прицел "Кодрона"

He 111, сбитый 3 июня 1940 г.

Оглавление