Фрэнк Тоендерс и Йост ван дер Бургт
«Управляемый хаос» —лучше не скажешь о палубе авианосца во время полетов. Журналисты Фрэнк Тоендерс и Йост ван дер Бургт провели летную смену на палубе (или крыше) авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр» вместе с личным составом дивизиона V-2, выполняющего едва ли не самую опасную среди палубной команды работу.
Авиационная компонента палубной команды авианосца представлена пятью дивизионами (от V-1 до V-5), каждый из которых отвечает за выполнение строго определенных задач. Люди дивизиона V-2 заняты обслуживанием катапульт и аэрофинишеров. Офицер катапульты на слэнге именуется «shooter», стреляющий. По штату в состав команды атомного авианосца ВМС США входят семеро «стреляющих», относятся они не к авиационным эскадрильям, а к команде корабля. «Стреляющий» офицер авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр» лейтенант Джон Керр выполняет свой второй дальний поход. Его первая «командировка» продолжалась два месяца, вторая началась в мае 2010 г. Керр — «возрастной» офицер — ему 32 года, призван как офицер резерва ВМС США из университета Ренн Стэйт, затем прошел курс летной офицерской подготовки в Пенсаколе. Далее — обучение на штурмана патрульного самолета Р-3 «Орион» на авиабазе Рэндольф, шт. Техас, а окончательно завершил курс обучения в качестве члена экипажа «Ориона» в патрульной эскадрилье VP-30. По завершении срока службы в VP-30 Керр принял решение продолжить карьеру в ВМС: «Я мечтал о работе на палубе авианосца и выбрал специальность «стреляющего», ибо с детства любил стрельбу».
Большинство «стреляющих» ранее являлись морскими летчиками или входили в летные экипажи самолетов авиации ВМС. Как правило, «стреляющими» эти люди становятся добровольно. Все «shooters» проходят подготовку на авиабазе ВМС США Лэйкхфорст. В течении месяца будущие офицеры дивизионов V-2 изучают матчасть, особенности ее эксплуатации и правила подачи сигналов. Большая часть обучения проводится на сухопутном аэродроме с использованием тренажеров. Курс обучения завершается стажировкой на авианосце под руководством опытных офицеров. «При первой моей «стрельбе» я наблюдал за работой квалифицированного офицера. Я был скорее марионеткой, чем «стреляющим»! Старший стреляющий буквально завладел моими руками, словно опытный кукловод», — вспоминает лейтенант Керр.
Лейтенант Керр считает процедуру катапультного старта чрезвычайно сложной, ни на что более не похожей. На мостике авианосца «авиабосс» (с большой буквы — Air Boss!) управляет действиями расчета катапульты посредством огней красного, желтого и зеленого цвета. Огонь зеленого цвета означает готовность к началу процедуры катапультного старта, в этот момент стреляющий обязан подать сигнал быть в готовности к закреплению самолета на катапульте, а самолет заруливает на дорожку катапульты. Затем расчет крепит носовую опору шасси к челноку катапульты. Далее стреляющий подает команду летчику запустить двигатели. Летчик и «стреляющий» осматривают палубу на предмет объектов, способных помешать старту.
«Стреляющий» несет личную ответственность за безопасность взлета каждого самолета. Он определяет задачу каждого члена расчета в процессе подготовки и выполнения катапультного старта, контролирует ее выполнение. Информацию о взлетной массе самолета расчет получает от летчика. На основании данных о типе летательного аппарата и его взлетной массы, с учетом поправки на ветер, плотность воздуха и длины разгонного участка вычисляются установочные данные для катапульты. После ввода данных, проверки правильности установки и крепления самолета, отсутствия посторонних объектов на палубе в районе старта, отдается команда на взлет самолета с авианосца.
На вооружении эскадрильи VFA-103 «Jolly Rogers» состоят истребители-бомбардировщики F/A- 18F «Супер Хорнет»