Использование В-1В в Ираке произвело огромное впечатление на начальника штаба британских ВВС маршала авиации Гленна Торфи: «С моей точки зрения главной «звездой» операции «Iraqi Freedom» стал В-1B. Это самолет, возможности которого в полной мере удовлетворяют требованиям британских ВВС, которым очень нужно нечто подобное. Я не хочу сказать, будто мы начнем создавать флот дальних бомбардировщиков, но при разработке планов на дальнюю перспективу нам потребуются самолеты, близкие по своим возможностям к В-1В».
В ходе операции «Iraqi Freedom» была в полном объеме использована новая система планирования боевых вылетов. В большинстве случаев экипажи В-1В получали информацию о целях, уже находясь в воздухе. Согласно статистики, до 1 мая лишь 35% целей, по которым наносились удары, были определены бомбардировщикам до вылета. Данная система увеличила гибкость боевого применения бомбардировщиков. Гибкость использования В-1В наглядно демонстрируют действия экипажа В-1В с позывным «Walla 64» в ночь с 21 на 22 марта. Перед экипажем на предполетной подготовке была поставлена задача нанести удары по казармам Республиканской гвардии Ирака южнее Багдада и объектам ПВО Багдада. Самолет выруливал на старт, когда боевую задачу изменили - потребовалось оказать содействие войскам американской 3-й пехотной дивизии во взаимодействии с ударными самолетами авиации ВМС США путем уничтожении шести станций постановки помех спутниковой навигационной системе GPS, расположенным в Багдаде. За 15 минут до взлета экипаж перепрограммировал навигационную систему В-1В, изменил программы применения оружия (боевую нагрузку составляли 24 КАБ JDAM). Полет к цели занял 2,5 ч, на маршруте была выполнена дозаправка от танкера КС-10А. К обеспечению боевого вылета были привлечены самолеты подавления ПВО — два F-16CJ и два ЕА-6В. Экипажи бомбардировщика слышали доклады летчиков этих самолетов о пусках ракет ЗРК С-75 по баллистической траектории. ЕА-6В начали постановку помех, а с F-16CJ были выпущены противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM. Отмечался сильнейший огонь зенитной артиллерии: «Багдада не было видно за трассами». На цель экипаж вышел на высоте 8000 м при высоте нижнего края облачности 3000 м. В-1 В пересек Багдад с юга на север, несколько раз его облучали РЛС ЗРК. В первой атаке экипаж сбросил шесть JDAM согласно исходному полетному заданию. Удар наносился с малой высоты в очках ночного видения. Во время выполнения второй атаки «Walla 64» был взят ЗРК на сопровождение, но надежно сработал БКО - штурман наблюдал ракету в 150 м от самолета. Большую, чем ЗРК опасность, представлял огонь МЗА, от которого приходилось уклоняться энергичным маневрированием. В третьем заходе по В-1В опять была выпущена ракета и снова - промах. В трех заходах экипаж В-1В использовал 23 JDAM, поразив четыре позиции ЗРК, были полностью разрушены четыре станции постановки помех, а одна повреждена. В дальнейшем случаев постановки помех системе GPS со стороны Ирака не отмечалось ни разу, а значит поставленную задачу экипаж «Walla 64» выполнил.
Подвеска бомб 454-кг JDAM с помощью специального подъемника
7 апреля В-1В 86-0138 «SEEK AND DESTROY» находился над центральным Ираком. Экипаж получил срочное задание: разведке стало известно о нахождении Саддама Хусейна с сыновьями в багдадском ресторане «Аль-Мансур». Требовалось разрушить ресторан с помощью КАБ GBU-31 JDAM. Вся атака заняла 47 минут, за это время были установлены и переданы на борт В-1В точные координаты ресторана, бомбардировщик дозаправился от танкера, сам полет к цели и нанесение удара заняли 12 минут, выход к цели осуществлялся на дозвуковой скорости (в случае «сверхзвука» подлетное время могло быть сокращено до 6 минут). Сначала на ресторан сбросили две бомбы GBU-31(V)2/B с проникающими боевыми частями, затем - две GBU-31 (V)1/В , взрыватели которых срабатывали с задержкой 25 мс. Саддам Хуссейн тогда уцелел. В том же боевом вылете «SEEK AND DESTROY» нанес удары по позициям ЗРК и аэродрому, израсходовав еще 17 JDAM, ЗРК и аэродром разделяло расстояние в 320 км. Продолжительность боевого вылета составила 10,5 ч.
Самый длительный боевой вылет выполнил с о. Гуам В-1В 86-0121 «Symphony of DESTRUCTION» из 37-й эскадрильи 28-го бомбардировочного авиакрыла, продолжительность вылета составила 21,7 ч, на маршруте было выполнено шесть дозаправок в воздухе. Этот же бомбардировщик стал первым американским самолетом, появившимся над Багдадом.
На Москву!
В-1В разрабатывался для нанесения ударов по стратегическим объектам, расположенным в глубине СССР. В этом качестве самолет никогда не использовался, однако экипажам В-1В таки довелось пролететь вожделенным маршрутом. В августе 2005 г. В-1В 85-0060 «Dakota Posse» (20-й переданный ВВС США В-1В) из 34-й бомбардировочной эскадрильи 28-го бомбардировочного авиакрыла принял участие в авиасалоне МАКС. Бомбардировщик успел сменить несколько названий - «Night Hawk», «Rolling Thunder», «Reach out» и «Touch Someone». Изначально самолет состоял на вооружении 127-й бомбардировочной авиакомпании. В Жуковский В-1В привел экипаж во главе с капитаном Стивом Джонсом. Нельзя сказать, что появление В-1В вызвало ажиотаж у посетителей, вот В-52 двумя годами ранее — это да! Зато «В-One» принял участие в летной программе. На взгляд автора, пилотаж В-1В, а это был именно пилотаж со срывами, крутыми виражами, довольно резким набором высоты, стал «гвоздем» того МАКСа. Бомбардировщик действительно летал почти как истребитель. К сожалению, пока одним визитом полеты В-1В в Россию и ограничились. Не самый плохой вариант — увидеть В-1В на авиабазе Энгельс в одном ряду с Ту-160, ну и Ту-160 на базе Даейс, конечно.