Желая добиться универсальности, конструкторы завода № 145 попробовали загрузить свое творение мелкими осколочными и зажигательными бомбами. Заводские испытания в таком варианте шли с ноября 1939 г. по конец января 1940 г. Выявилась недостаточная прочность кассеты. Кроме того, бомбу калибром более 8 кг трудно было засунуть в загрузочный люк. Бомбы в полете сдвигались, что нарушало центровку самолета.
В результате в августе 1940 г. на испытания выставили кассету АБК-П. Она отличалась от предшественницы увеличенными загрузочными люками, ограничителями открытия створок (это увеличило разброс содержимого) и, главное, системой передвижных фанерных диафрагм, не дававших бомбам или ампулам перемещаться. Уже в ходе испытаний ввели сигнализацию об открытии створок. Альтернативно в нее грузили 200 АЖ-2 или 12 ампул диаметром 260 мм. Максимальная загрузка кассеты ампулами равнялась 380 кг, бомбами - 505 кг. Объем позволял уложить и больше бомб, но держатели Дер-19 были рассчитаны только на 500 кг.
Кассета АБК-П успешно завершила испытания в декабре 1940 г. и была запущена в серийное производство. Ее приспособили и для других типов самолетов - ДБ-3 и МДР-6. Но если на СБ разрешалось брать одновременно внутренние кассеты АБК-1 и АБК-П, то на ДБ-3 при подвеске АБК-П внутренние АК-2У применять было невозможно, так как они использовали одну и ту же «химическую» тросовую проводку. Позже к числу носителей АБК-П добавился бомбардировщик «103» (Ту-2).
Велись работы и по сбрасываемым одноразовым кассетам — фактически кассетным бомбам. В июне 1935 г. на Центральном военно-химическом полигоне в Шиханах на Р-5 опробовали «деревянные дистанционные бомбы». Они снабжались механизмом, срабатывавшим от артиллерийской дистанционной трубки. Кассета открывалась в 100 - 200 м от земли и начинала выбрасывать по четыре ампулы из каждого отсека. При необходимости «деревянная бомба» сбрасывалась целиком.
В 1936 г. на заводе № 39 сделали подкрыльные кассеты для легкого бомбардировщика Р-Зет. Они имели вид цилиндров с конусом спереди. Конструкцию целиком делали из дерева - рама из сосновых реек зашивалась фанерой. Весило это «деревянное чудо» 10,5 кг, влезали в него 40 ампул, загружавшиеся через лючки сверху. Четыре кассеты «Зет» нес на бомбодержателях под крылом, всего нагрузка получалась 282 кг.
Ампульно-бомбовая кассета АБК-П, возле нее ампулы АЖ-2 |
Подкрыльная кассета АБК-П, заполненная ампулами; загрузочные люки открыты |
Эту кассету сбрасывали от ЭСБР-1 или АСБР-2. Через 1-2 с после сброса цилиндр раскрывался пополам за счет веса самих ампул. Перед этим поворачивалась труба, соединяющая крючки скоб.
Испытания кассеты завода № 39 проводились в декабре 1936 г. в НИИ ВВС. Конструкцию признали простой и удобной, но 27% ампул после раскрытия не высыпалось. Кроме того, сочли, что прочность кассеты при полной ее загрузке недостаточна. Конструкцию забраковали.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны на вооружении ВВС РККА состояли ампульно-бомбовые кассеты АБК-1, АК-2У и АБК-П. Как известно, химическое оружие на ее фронтах так и не применили. Кассеты использовали в боевых действиях, но, большей частью, с загрузкой мелкими бомбами, Однако, летали и с ампулами АЖ-2КС, заправленными самовоспламеняющейся жидкостью КС (сгущенным керосином).
Жидкость КС прекрасно поражала технику и живую силу жарким летом, в сушь. Например, в июле 1941 г. самолеты ДБ-ЗБ и ДБ-ЗФ 4-го БАК бомбили ампулами АЖ-2КС немцев на переправах через Днепр. Сбросили 36 000 ампул. Бушующее пламя приводило в ужас немецкую пехоту. Но после сильных дождей смесь часто не загоралась. Ближе к зиме выяснилось, что на морозе она кристаллизуется и не горит вообще. Тем не менее авиаторы эпизодически применяли зажигательные ампулы в течение всей войны.