Оглавление

An-12163.jpg

Поскольку при выброске десантов транспортникам предстояло преодолевать линию фронта и действовать над территорией противника, предусматривалось их истребительное прикрытие и использование средств РЭБ - как имевшихся на ряде транспортных машин, так и специализированными постановщиками помех групповой защиты. Средства РЭБ к этому времени стали куда более эффективным средством защиты, чем пушки кормовых установок (на Ан-12 те позволяли вести огонь только при визуальной видимости противника и не обеспечивали отражение атак при полетах ночью и в облаках, не говоря уже о современных зенитных средствах). «Электронное оружие» позволяло маскировать отдельный самолет и строй, срывало обнаружение, прицеливание и работу систем наведения ПВО. Функционирование комплекта мощных СПС перекрывало широкий спектр, подавляя работу станций обнаружения и целеуказания ЗРК разных типов, вдобавок еще и позволяя глушить радиопереговоры противника. В дополнение к средствам активной защиты, могли использоваться сбрасыватели дипольных отражателей, вручную или автоматически отвечавшие на облучение постановкой завесы пассивных помех требуемого диапазона.

Постановщиков помех выпустили достаточно много - чуть более 200 машин, так что практически каждый четвертый Ан-12 в строю нес аппаратуру РЭБ, что позволяло иметь такие самолеты не только в специализированных частях, но и соединениях ВТА, вводя их в состав боевых порядков. Помимо собственно транспортных авиачастей, в состав ВТА был включен 117-й авиаполк спецназначения, обеспечивавший выполнение задач РЭБ. Свою историю он начал как дальнебомбардировочный еще летом 1939 года, пройдя Халхин-Гол, "зимнюю войну" и в годы Отечественной войны завершив боевой путь участием в Берлинской операции. В послевоенные годы полк неоднократно подвергался переформированию, побывав тяжелобомбардировочным на Ту-4 и отдельной тяжелой эскадрильей заправщиков на «танкерах» М-4. Директивой Генштаба от 22 ноября 1969 года на его базе был развернут 117-й Берлинский ордена Кутузова радиополк специального назначения, оснащенный самолетами-постановщиками помех Ан-12ПП и Ан-12ППС. Первым его командиром стал полковник А.Д. Старостин. Заданием полка являлось ведение РЭБ и радиоразведки на всем западном направлении, а время от времени экипажи прикомандировывались и к операциям на других ТВД, включая Ближний Восток и Средиземноморье. В случае войны основными способами применения подразделений части являлись одиночные или групповые полеты самолетов РЭБ в боевых порядках полка или дивизии ВТА, в зонах постановки помех над своей территорией, а в некоторых случаях и в районах десантирования. С июля 1975 года часть именовалась авиаполком электронного подавления, а с января 1979 года - полком РЭБ.

Первые шесть самолетов Ан-12ППС прибыли на аэродром Шауляй 19 января 1970 года. Уже через месяц, когда и формирование его не было толком завершено, полк был задействован в проводившихся учениях соседней 26-й ВА, в ходе которых экипажи произвели десять самолето-вылетов. К началу марта полк располагал уже полной эскадрильей, включающей десять Ан-12ППС и два Ан-12БК. До конца года его самолеты двенадцать раз принимали участие в учениях разного уровня, от дивизионных, прикрывая соседей-"транспортников", до армейских, обеспечивая боевую работу ударной авиации. Что касается возможностей мощных СПС, то их работа даже на одном носителе позволяла разом заглушить радиотехнические системы на территории небольшого государства. При проведении учений на Украине в 1973 году пара Ан-12ППС, поднявшись из Староконстантинова, поставила помехи «по полной программе», сорвав не только управление средствами ПВО, но и нарушив связь и управление полетами на окрестных аэродромах. Начальство, перебрав все резервные каналы, едва сумело докричаться до «шумовиков» с приказом: «Выключить все к чертовой матери!»

Оглавление