Что касается десантно-транспортных операций, то возможности Ан-12 обеспечивали высадку с воздуха до 60 десантников в полном снаряжении и до 105 — посадочным способом, а также доставку и десантирование практически всей состоявшей на вооружении ВДВ бронетехники, артиллерии и транспортных средств. На базе лидерных полков приступили к отработке десантирования, причём прыжки десантников начались спустя считанные месяцы после поступления Ан-12 в строй. В 566-м полку, только с июля 1959 года начавшем практически осваивать Ан-12, уже в сентябре 14 экипажей приняли участие в учениях Киевского военного округа, где высадили тактический воздушный десант из 405 бойцов 103-й гв. воздушно-десантной дивизии. Обеспечивая ход учений, Ан-12 перебросили на аэродромы в зоне маневров ещё 1778 человек личного состава, 30 артиллерийских орудий с тягачами, 10 бронемашин и 11 тонн прочих грузов.
Первые сбросы выполнялись «автономно», с самостоятельным раскрытием десантниками парашютов, однако уже вскоре освоили штатное десантирование с принудительным вводом парашютов, позволявшее производить «выгрузку» в два потока, с большим темпом и минимальными интервалами, предпочтительное и по безопасности - снижалась вероятность столкновения бойцов в воздухе, а при покидании самолёта тем достаточно было лишь сгруппироваться, предоставив системе самой раскрывать ранец и вводить в действие парашют. Установка всей тросовой системы принудительного раскрытия парашютов и разделителя занимала от силы полчаса, с грузовым транспортёром П-115Т, подававшим десантируемые грузы к проёму люка возни было побольше, - «бандура», действовавшая наподобие конвейера, весила 850 кг и была не очень-то удобной при монтаже. Впоследствии, с переходом к более практичным десантным платформам с собственной вытяжной системой, на которых стропами крепился груз, включая автомобильную и боевую технику, процедура подготовки несколько упростилась, а вывод десантируемых грузов из кабины осуществлялся методом срыва - вводимый в действие вытяжной парашют просто выдергивал платформу наружу, а там простейший механический автомат обеспечивал срабатывание всей парашютной системы.
Авиадесантная самоходная установка АСУ-57 до начала 70-х годов оставалась основной боевой машиной ВДВ