Aн-12БК рулит по заснеженному аэродрому. Учения «Двина». Март 1970 года
Общей особенностью дислокации частей и соединений ВТА, будь то дивизии или отдельные полки, являлось почти повсеместное соседство с размещенными здесь же формированиями ВДВ, без чего, по определению, деятельность последних являлась бы невозможной. Следует отметить, что, вопреки распространенному мнению, основная масса «десантных» самолетов отнюдь не принадлежала ВДВ, применение и полномасштабная боевая подготовка которых осуществлялись с привлечением техники соседнего рода войск - ВТА, находившейся в составе Военно-Воздушных Сил (соседство это имело не только фигуральный характер, но и самый прямой — командования ВДВ и ВТА квартировали буквально под одной крышей в Москве). Что касается имевшейся в составе ВДВ собственной авиации (АВДВ), то она была весьма немногочисленной, на порядок уступая ВТА - общий парк ее ограничивался полутора сотнями машин, включая Ан-2 и вертолеты, служившие для парашютно-десантной подготовки и внутренних перевозок «на местах». Совместная дислокация ВДВ и ВТА обеспечивала максимальную оперативность при плотном взаимодействии, позволяя «в угрожаемый период» в считанные часы подготовить должный ответ — при получении команды самолеты тут же могли принять десант и вылететь на цель. Помимо собственных авиабаз, транспортники могли использовать запасные площадки, оборудованные непосредственно в гарнизонах ВДВ.
На Дальнем Востоке задачи ВТА обеспечивались 930-м Комсомольским Трансильванским Краснознаменным ВТАП. Свое наименование он вел от сформированного в июле 1942 года легкобомбардировочного полка, укомплектованного молодежью из вчерашних курсантов. На территории ЗабВО находился 192-й гв. Керченский Краснознаменный ВТАП, история которого началась весной 1942 года в Подмосковье, где он был сформирован как транспортный - первым на Ли-2, - затем воевал в качестве дальнебомбардировочного и после войны вновь вернулся в транспортную авиацию. На Ан-12 полки перешли в 1967 году, сменив имевшиеся Ан-8, которые тогда начали снимать с вооружения.
На обширной территории Средней Азии ВТА была представлена 194-м гв. Брянским Краснознаменным им. Н.Ф. Гастелло ВТАП в Фергане. Полк вел свою славную боевую историю еще с 1932 года, когда он был создан как 21-я Ростовская авиабригада, в которой и начинал службу будущий Герой Советского Союза Н.Ф. Гастелло. После войны полк находился на Дальнем Востоке, а в 1960 году был передислоцирован в ТуркВО, где к концу 60-х годов и получил Ан-12.
В Закавказье на аэродроме Кировабад находился 708-й ВТАП. Со времени формирования осенью 1942 года он являлся транспортным, пройдя войну на Ли-2 в качестве авиаполка особого назначения. Ан-12 полк освоил в 1965 году, когда им командовал подполковник В. А. Рахманович. Кировабадские Ан-12 часто привлекались к выполнению специальных задач по доставке военных грузов и обеспечению советских советников в разнообразных дружественных странах, от Вьетнама до Ирака и африканских стран.
Помимо ВТА, в составе ВВС имелись части Транспортной Авиации (ТА), представленной «штабными» авиационными полками и эскадрильями, смешанный состав которых из транспортных, пассажирских и специальных самолетов и вертолетов соответствовал разнообразию круга задач «местного уровня» - от связи и управления до снабжения и курьерских перевозок. Имея, что называется, под рукой собственную авиационную часть, войсковые формирования получали возможность с должной оперативностью решать возникавшие вопросы, не тратя времени на проволочки при обычном прохождении заявок на перевозки по инстанциям до самого штаба ВТА, в лучшем случае, отнимавшем несколько дней (да и взаимопонимание со «своими» экипажами было на порядок лучше). Войдя во вкус, армейское начальство в 1980 году попыталось перекроить авиацию в свою пользу, «приватизировав» эти формирования и собрав их в «армейский комплект», чуть позже ставший родом Сухопутных Войск. Эксперимент особого успеха не имел и завершился возвращением авиационных частей в состав ВВС.
Своими авиатранспортными частями располагали Авиация ПВО, АВМФ и крупные авиационные объединения ВВС. Так, «дальники» при штабе 46-й ВА ВГК имели 20-ю ОТАЭ, которую позже развернули в полк с почетным наименованием, заслуженным в годы войны — 103-й гв. Красносельский Краснознаменный ВТАП. «Моряки», помимо 257-го ОТАП на аэродроме Остафьево при Главном Штабе ВМФ, содержали транспортные авиачасти при каждом из флотов — в составе авиации Балтфлота имелся 263-й ОТАП, в авиации Черноморского флота - 917-й ОСАП, а с развертыванием советской базы в Камрани во Вьетнаме, находившийся там 169-й ОСАП пополнили и транспортные машины. Ан-12 также составляли непременную часть авиапарка этих формирований.
Благодаря солидной дальности и продолжительности полета Ан-12 нашли применение также в Поисково-Спасательной Службе (ПСС), эскадрильи которой дислоцировались как в приморских районах, так и в материковой части, перекрывая труднодоступные зоны Севера и Средней Азии, где их задачей являлось обеспечение ПСС Арала и Балхаша. Помимо ведения дальнего поиска и патрулирования, Ан-12 могли сбрасывать терпящим бедствие спасательные плоты и контейнеры, а самолеты с аэродромов Елизово и Кипелово - доставить спасательный катер «Ерш», сбрасываемый на парашюте.