Установка спектрометрического и радиометрического оборудования на летающей лаборатории ЛИИ Ан-12А |
Летающая лаборатория Ан-12 «902» с оборудованием сверхдлиннноволновой связи |
После аварийной посадки самолет «902» закончил свою карьеру на аэродроме Мальвинкель Западной Группы Войск в Германии |
Летающая лаборатория Ан-12Б заходит на посадку в Жуковском |
Одновременно стояла задача обеспечить надежное управление своими атомными подводными лодками в подводном положении, что представляло собой достаточно сложную проблему. Главная трудность заключалась в том, чтобы радиосигнал преодолел толщу воды, где его энергия поглощается в зависимости от длины волны, а также удаления приемника от передатчика, его мощности, глубины приема сигналов, скорости перемещения антенны и ряда других факторов. Для надежной связи на берегу размещались мощные радиостанции сверхдлинноволнового диапазона с мощнейшими передатчиками и огромными антенными полями.
Обосновано считая, что с началом боевых действий эти центры будут тут же уничтожены, принимались усилия по созданию резервной системы связи с размещением оборудования на самолетах-ретрансляторах. Для отработки оборудования, антенных систем и методики применения один Ан-12 был превращен в летающую лабораторию связи. Оборудование размещалось в грузовой кабине, а множество различных антенных систем устанавливалось на фюзеляже и в обтекаемых контейнерах на законцовках крыла и киля самолета. Внешнее сходство «горба» верхнего обтекателя с подобным, устанавливаемым на воздушном командном пункте Ил-22, дало повод западным экспертам ошибочно считать этот самолет Ан-12ВКП. Что же касается допущенного западными аналитиками заблуждения, то оно было далеко не единичным, и всякий отечественный самолет непривычного вида, да еще утыканный антеннами, будь то лаборатория, самолет-ретранслятор или машина специальных измерений, непременно причислялся ими к «летающим штабам», которых, на деле, было совсем немного.