Оглавление

An-12033.jpg

Только что покинувший заводской цех Ан-12А еще не окрашен, оставаясь в цвете натурального дюраля

Для сбора самолетов в воздухе и их привода на площадки десантирования, оборудованные наземными маяками-ответчиками, Ан-12 оснащался самолетной частью портативной десантной системы привода. Система работала в двух режимах: запросчика наземного маяка или в режиме запроса самолетов и ответчика, определяя направление и измеряя расстояние между самолетами в воздухе.

Электрогидравлический автопилот обеспечивал полет по заданному курсу с сохранением требуемой высоты, стабилизацию машины в вертикальной и горизонтальной плоскости, корректирование траектории набором высоты, снижением или плоскими разворотами. Кроме того, имелась возможность приведения самолета к горизонту, когда движениями рулей автоматически выдерживался курс, устранялись крены и сохранялось значение угла тангажа.

На Ан-12 устанавливалось оборудование системы слепой посадки. Система обеспечивала выход в район аэродрома, определение направления оси самолета относительно ВПП путем пеленгации работы дальней и ближней приводных радиостанций, а также выполнение снижения.

Все вышеперечисленное оборудование теоретически позволяло производить десантирование в ночное время при условии хорошей видимости, которая могла бы обеспечить достаточно точное выдерживание строя группы самолетов (и само приземление). Последнее было достаточно сложной задачей, которая была "по плечу" лишь опытным и слетанным экипажам. Вместе с тем выполнение одиночных полетов по приборам ночью и в плохую погоду для большинства экипажей ВТА постепенно становилось нормой.

С целью предупреждения экипажа об облучении РЛС противника на самолете устанавливалась станция предупреждения с антенной в хвостовой части фюзеляжа.

Для защиты самолета от истребителей противника со стороны задней полусферы и ведения огня по наземным целям при полете на малой высоте в кормовой электрической дистанционной башне ДБ-65У (конструкции Федосеева) были смонтированы две 23 мм пушки АМ-23, связанные с помощью сельсинов с прицельной станцией. Она имела в своем составе гиродатчик, аналоговый баллистический вычислитель, учитывавший воздушную скорость самолета, температуру забортного воздуха и заряда патронов. Кроме того, в состав прицельной станции входили коллиматорный прицел, оптический внешнебазовый дальномер, радиодальномер и фотокинопулемет. Боезапас установки составлял 700 патронов (по 350 на каждый ствол, максимально по 360). Пушки могли отклоняться на угол 70° в каждую сторону в горизонтальной плоскости, подниматься на 60° вверх и опускаться на 49° вниз. Перезарядка пушек выполнялась при помощи электропневматического автомата перезарядки.

Кроме артиллерийского, Ан-12 оснащался бомбардировочным вооружением и разведывательным фотооборудованием.

Машина могла нести несколько типов авиабомб:
- 4 авиационные бомбы для ночной аэрофотосъемки или 4 ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы или 4 дневные ориентирно-сигнальные. Бомбы сбрасывались с двух внешних балочных держателей в передней части обтекателей шасси и с двух, размещенных в закрытых отсеках в хвостовой части этих обтекателей;
- 6 цветных ориентирно-сигнальных авиабомб или 6 ночных ориентирно-морских авиабомб или 6 дневных ориентирно-морских авиабомб или 6 маяков-ответчиков в ящичном держателе в кормовой части фюзеляжа.

Управление сбросом бомб с держателей - электрическое, дистанционное, а створки грузового люка бомбоотсеков открывались с помощью гидропривода.

Для прицельного сбрасывания бомб, радиомаяков, а также точного десантирования людей и грузов в кабине штурмана устанавливались бомбардировочные прицелы.

На универсальной раме, монтируемой на створках грузового отсека, устанавливался один дневной аэрофотоаппарат. На ту же раму мог крепиться ночной аэрофотоаппарат. Все они могли устанавливаться в горизонтальном или вертикальном положении и предназначались для фоторазведки и плановой аэрофотосъемки маршрутов, площадей и отдельных объектов в дневных и ночных условиях. Для выполнения двухмаршрутной аэрофотосъемки на раму ставилась автоматическая качающаяся фотоустановка, которая обеспечивала установку фотоаппаратов.

Основой для первого этапа совершенствования военно-транспортной модификации самолета стал опыт эксплуатации, полученный испытателями и строевыми экипажами. Ан-12 заменяли стареющие поршневые машины, которые были плохо приспособлены для перевозки тяжелой и крупногабаритной техники. В ходе эксплуатации выяснилось, что самолет имеет значительные резервы и грех было этим не воспользоваться. Конструкторы пошли навстречу пожеланиям заказчика, и вскоре у Ан-12 величина полезной нагрузки была поднята до шестнадцати, а позднее и до двадцати тонн.

Оглавление