Патрулирование над Черным морем в сопровождении пары Су-27
Осенью 2011 г. четыре экипажа и четверка Ту-22 убыли в продолжительную командировку в Энгельс, откуда с 5 по 23 сентября выполняли вылеты в рамках двух совместных оперативных учений «Боевое Содружество» и «Щит Союза», проводившихся совместно со странами участницами ОДКБ на полигоне Ашулук. Задачу выполняли экипажи командира эскадрильи летчика 1 класса гвардии полковника А.Ю. Самойлова, заместителя командира авиагруппы летчика-снайпера гвардии полковника А.В. Фелька, командира эскадрильи летчика-снайпера гвардии подполковника В. Г. Рыкова. Экипаж гвардии майора А.А. Назарова был резервным. 5 сентября самолеты были перебазированы на оперативный аэродром в Энгельсе. 8 и 9 числа были выполнены тренировочные полеты в район полигона с целью изучения района выполнения поставленных задач с неполной загрузкой (каждый самолет нес по одной ФАБ-1500). 12 сентября был выполнен основной вылет с практическим бомбометанием, каждый Ту-22 сбросил на условные цели по 4 ФАБ-1500. После небольшой паузы экипажи выполняли задачи в рамках второго учения. 17 и 18 сентября также выполнялись тренировочные вылеты в район Ашулука для уточнения маршрута и взаимодействия, 20 сентября была проведена генеральная репетиция с вылетом в район полигона со 100% загрузкой, а 22 сентября проведена активная фаза учения, в ходе которой экипажи также сбросили на цели по 4 ФАБ-1500. После успешного выполнения поставленных задач 23 сентября все вернулись в Шайковку. Хочу отметить, что в ходе учений ведущим тройки летал гвардии полковник Самойлов на самолете, оснащенном прицельным комплексом «Гефест», который на тот момент еще находился на войсковых испытаниях в Рязани. Сброс бомб в районе полигона проводился четко по команде ведущего и результатами все остались очень довольны. Да что скрывать, в беседе со мной командир 1-й эскадрильи Валерий Григорьевич Рыков с огромным удовольствием рассказывал о хорошо проведенном бомбометании. Стало понятно, почему так активно ведется подготовка летчиков для полетов строем — «Гефест» очень хорош. Очень будем надеяться, что дело действительно дойдет до оснащения этой системой и других самолетов.
По итогам 2011 г. первая эскадрилья авиагруппы в Шайковке была признана лучшей в Дальней Авиации.
В рамках подготовки материала мне довелось побывать в Шайковке на плановых полетах и в небольших перерывах побеседовать с личным составом. Вот в ходе таких бесед и выяснились некоторые интересные детали жизнедеятельности гарнизона. На одной из них хотелось бы остановиться подробнее. Речь идет о патрулировании самолетами ДА в удаленных регионах, которые теперь снова проводятся регулярно. О некоторых из них мы узнаем из СМИ, а центральные каналы ведут специальные репортажи, показывающие взлетающие на патрулирование Ту-160 и Ту-95МС, красочно описывая полеты «за угол». Не хочу ставить это в укор экипажам из Энгельса. В конце концов, они не виноваты, что телевизионные корреспонденты у них частые гости, а вот Шайковку, которая находится гораздо ближе к столице, почему-то мало кто посещает. А между тем, экипажи авиагруппы также регулярно выполняют патрулирование на южных рубежах. Полеты достаточно сложные, выполняются без использования средств связи в нейтральном воздушном пространстве над акваторией Черного моря. Из Шайковки Ту-22 вылетают с полной заправкой и с одной КР Х-22. Поначалу полеты выполнялись на достаточно больших высотах 8—10 тыс. м, далее высоты постепенно снижались до 1500 м. Среднее время такого полета составляет пять с половиной часов. В холодное время года экипажи надевают вмск. Полеты вдоль болгарского берега проходят обычно спокойно, а вот у турецких границ довольно часто поднимаются F-16 из состава дежурных сил ВВС Турции. Их летчики тоже учатся, сопровождая наши ракетоносцы и осуществляя учебные перехваты. С 2007 г. Ту-22 стали сопровождать российские Су-27 с авиабазы Крымск. Во второй половине февраля Ту-22 провели очередное патрулирование, о чем упомянули болгарские новостные ресурсы. Как сообщает Snews.bg со ссылкой на данные Министерства обороны, «s 40 километрах от побережья Болгарии над Черным морем обнаружено аж целых 5 стратегических бомбардировщиков ТУ-22. Воздушное пространство страны нарушено не было. Болгарские ВВС восприняли маневр русских спокойно». Странно, но зарубежные эксперты сегодня связывают появление наших самолетов в регионе с обострением обстановки в Сирии, хотя на самом деле такие полеты начались проводиться гораздо раньше.
Но особое чувство для меня вызывают, конечно же, сами полеты. На предстоящую неделю были расписаны 4 летные смены. Это сейчас считается обычным делом летать 3-4 смены в неделю, — говорит командир первой аэ В.Г. Рыков (налет самого Валерия Григорьевича в течение крайних 4 лет составляет не менее 200 ч в год). Летный состав значительно омолодился, поэтому летаем, как говорится, по полной.
Молодых летчиков, приходящих группу в звании лейтенант и ст. лейтенант, активно вывозят, и в течение года они уже полностью подготовлены на командиров кораблей. Однако и проблем тоже хватает. Прежде всего, это ресурс двигателей.
Утром перед полетами, взглянув на плановую таблицу и уточнив некоторые особенности, я выехал на аэродром. Начало февраля в европейской части было отмечено сильными морозами и работа технического состава, готовившего технику еще с ночи, вызывает уважение вдвойне. К полетам подготовлено шесть Ту-22МЗ, два из которых уходили на маршрут, неся по одной КР Х-22. Одна «Тушка» также вылетала на маршрут, в дальнейшем с переходом на сверхзвук, но уже далеко от аэродрома, в районе российско-белорусской границы. Пара летала в районе Шайковки и один самолет облетывался после регламентных работ в ТЭЧ, предварительно совершив пробежку по впп.
Огромное спасибо командованию гарнизона, что выделило для работы транспортное средство, иначе бы пришлось тяжело. Морозы действительно стояли нешуточные.
Что же касается гарнизона и людей, то у меня остались самые теплые впечатления. Хочется сюда вернуться, и не раз, как только будет чуть потеплее...
Автор выражает благодарность в подготовке материала командиру авиагруппы гвардии полковнику А. В. Цылеву, заместителю командира по вр гвардии майору И. В. Горбатко, командиру 1-й аэ гвардии подполковнику В. Г. Рыкову, командиру отряда гвардии майору А. В. Краснову.
Командир авиационной группы гвардии полковник А. В. Цылев