Дмитрий ПИЧУГИН
На протяжении многих лет посещая различные авиационные гарнизоны, разбросанные на огромной территории нашей страны, мой взор постоянно был направлен на Шайковку. Так всегда получается: по какому-то непонятному закону легче прилететь куда-нибудь на край земли, нежели приехать в гарнизон, находящийся в 5 ч езды от Москвы. В наступившем году я окончательно решил наконец-таки добраться до Шайковки. И вот в начале февраля, решив все организационные вопросы, я отправился в гости к ракетоносцам в Калужскую область. Погода радовала антициклоном, а вот мороз приготовил серьезное испытание и для меня, и для фотоаппаратуры. Дневная температура достигала 24 градусов мороза, да и ветер создавал, мягко скажем, невыносимые для фотосъемки условия.
В настоящее время после очередной реорганизации наших ВВС в Шайковке базируется авиационная группа 6950-й авиабазы, на вооружении которой состоят сверхзвуковые дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3. В состав авиагруппы были сведены 2 знаменитых авиационных полка — 52-й Гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк из Шайковки и 840-й Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк из Сольцов (Новгородская обл.).
В годы Великой Отечественной войны 4 октября 1944 г. по постановлению ГКО на базе пятнадцати экипажей 251-го и пяти экипажей 902-го ДБАП 10-й Воздушной Армии на аэродроме Манзовка Приморского края началось формирование 52-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Гарнизон был введен в состав 21-й гвардейской авиационной дивизии. Дальнейшее формирование продолжилось уже в европейской части на аэродроме Мигалово на окраине г. Калинин (ныне Тверь). Командиром части был назначен к-н В.А. Климов.
В июне 1945 г. полк вышел из состава 21-й АД и был переподчинен 45-й Гомельской ТБАД.
В Мигалово полк базировался до июня 1946 г. В этот период экипажи выполняли учебно-боевую подготовку на устаревших на тот момент, но еще состоявших на вооружении самолетах ТБ-3РН. Но уже к концу года вышло распоряжение штаба 18-й ВА, запрещавшее полеты на этом типе самолетов ввиду выработки ресурса.
В апреле 1946 г. часть перешла на штаты мирного времени. Распоряжением командующего ВА полку была поставлена задача перебазироваться на аэродром Балбасово возле г. Орша и приступить к переучиванию на новую матчасть — самолеты В-25. Полеты на новом типе шли очень интенсивно, так как полк готовился принимать на вооружение новые самолеты Ту-4. Программа переучивания была полностью выполнена к январю 1948 г. Экипажи выполнили летно-тактическое учение на средних высотах во взаимодействии с истребителями. В августе в авиапарке появился еще один тип самолетов — бомбардировщик В-24. В это же время летчики приступили к изучению материальной части Ту-4. Само переучивание проходило на предприятиях Министерства авиационной промышленности и в составе 890-го учебного авиационного полка в Казани. Одновременно личный состав занимался вывозкой командиров кораблей 13-й гв. БАД на В-24.
Поступление самолетов Ту-4 в полк началось в 1949 г. Наряду с освоением самолета выполнялись и другие задачи. Экипажи принимали участие в учениях ПВО страны, в воздушных парадах над Москвой, посвященных 1 мая, Дню воздушного флота и 7 ноября. 2 экипажа участвовали в государственных испытаниях радиолокационных установок на высоте 10000 м, штурманы-операторы 45-й БАД силами полка были обучены практической работе на установке «Кобальт» с радиолокационным прицелом.
В 1950 г. два экипажа выполнили государственное задание по испытанию спецобъектов. Трижды полк участвовал в параде над столицей.
В 1951 г. экипажи командиров эскадрилий были обучены постановке минных заграждений и бомбометанию по морским целям в море. В том же году полк был передан в состав 79-го гв. Смоленского тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса и перебазирован в Мачулищи под Минском. Выполнялись различные задачи, в том числе были выполнены спецзадания по радиолокационному фотографированию ряда стратегических объектов страны, по испытанию радиолокационных артиллерийских установок ПВО и киносъемке полетов по системе «Материк».
8 1954 г. началось переучивание летно-технического состава на самолет Ту-16. Личный состав полка прошел тренировку в организации вывода самолетов из-под удара в условиях ядерного нападения противника и укрытия личного состава в районах рассредоточения. К январю 1955 г. личный состав полностью перешел на эксплуатацию Ту-16. В течение года полк неоднократно принимал участие в различных учениях, 8 раз - с перебазированием на другие аэродромы. В составе 15 экипажей были успешно проведены 3 воздушных парада над Москвой.
9 июня 1956 г. при перелете с аэродрома Чкаловский в Мачулищи было проведено полковое учение совместно с самолетом-носителем по разрушению стартовых площадок paкет «земля-земля» дальнего действия в условиях преодоления сильной ПВО и с постановкой радиолокационных помех. Учение проводилось во взаимодействии с истребительной авиацией Московского военного округа и Минским корпусом ПВО.
В 1957 г. экипажи 1-й аэ были обучены постановке активных и пассивных помех станциям наведения управляемых снарядов и авиационным станциям перехвата.