Оглавление

РАКЕТОНОСЦЫ ИЗ ШАЙКОВКИ

Дмитрий ПИЧУГИН

Ab6590001.jpg

На протяжении многих лет посещая различные авиационные гарнизоны, разбросанные на огромной территории нашей страны, мой взор постоянно был направлен на Шайковку. Так всегда получается: по какому-то непонятному закону легче прилететь куда-нибудь на край земли, нежели приехать в гарнизон, находящийся в 5 ч езды от Москвы. В наступившем году я окончательно решил наконец-таки добраться до Шайковки. И вот в начале февраля, решив все организационные вопросы, я отправился в гости к ракетоносцам в Калужскую область. Погода радовала антициклоном, а вот мороз приготовил серьезное испытание и для меня, и для фотоаппаратуры. Дневная температура достигала 24 градусов мороза, да и ветер создавал, мягко скажем, невыносимые для фотосъемки условия.

В настоящее время после очередной реорганизации наших ВВС в Шайковке базируется авиационная группа 6950-й авиабазы, на вооружении которой состоят сверхзвуковые дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3. В состав авиагруппы были сведены 2 знаменитых авиационных полка — 52-й Гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк из Шайковки и 840-й Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк из Сольцов (Новгородская обл.).

В годы Великой Отечественной войны 4 октября 1944 г. по постановлению ГКО на базе пятнадцати экипажей 251-го и пяти экипажей 902-го ДБАП 10-й Воздушной Армии на аэродроме Манзовка Приморского края началось формирование 52-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Гарнизон был введен в состав 21-й гвардейской авиационной дивизии. Дальнейшее формирование продолжилось уже в европейской части на аэродроме Мигалово на окраине г. Калинин (ныне Тверь). Командиром части был назначен к-н В.А. Климов.

В июне 1945 г. полк вышел из состава 21-й АД и был переподчинен 45-й Гомельской ТБАД.

В Мигалово полк базировался до июня 1946 г. В этот период экипажи выполняли учебно-боевую подготовку на устаревших на тот момент, но еще состоявших на вооружении самолетах ТБ-3РН. Но уже к концу года вышло распоряжение штаба 18-й ВА, запрещавшее полеты на этом типе самолетов ввиду выработки ресурса.

В апреле 1946 г. часть перешла на штаты мирного времени. Распоряжением командующего ВА полку была поставлена задача перебазироваться на аэродром Балбасово возле г. Орша и приступить к переучиванию на новую матчасть — самолеты В-25. Полеты на новом типе шли очень интенсивно, так как полк готовился принимать на вооружение новые самолеты Ту-4. Программа переучивания была полностью выполнена к январю 1948 г. Экипажи выполнили летно-тактическое учение на средних высотах во взаимодействии с истребителями. В августе в авиапарке появился еще один тип самолетов — бомбардировщик В-24. В это же время летчики приступили к изучению материальной части Ту-4. Само переучивание проходило на предприятиях Министерства авиационной промышленности и в составе 890-го учебного авиационного полка в Казани. Одновременно личный состав занимался вывозкой командиров кораблей 13-й гв. БАД на В-24.

Поступление самолетов Ту-4 в полк началось в 1949 г. Наряду с освоением самолета выполнялись и другие задачи. Экипажи принимали участие в учениях ПВО страны, в воздушных парадах над Москвой, посвященных 1 мая, Дню воздушного флота и 7 ноября. 2 экипажа участвовали в государственных испытаниях радиолокационных установок на высоте 10000 м, штурманы-операторы 45-й БАД силами полка были обучены практической работе на установке «Кобальт» с радиолокационным прицелом.

В 1950 г. два экипажа выполнили государственное задание по испытанию спецобъектов. Трижды полк участвовал в параде над столицей.

В 1951 г. экипажи командиров эскадрилий были обучены постановке минных заграждений и бомбометанию по морским целям в море. В том же году полк был передан в состав 79-го гв. Смоленского тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса и перебазирован в Мачулищи под Минском. Выполнялись различные задачи, в том числе были выполнены спецзадания по радиолокационному фотографированию ряда стратегических объектов страны, по испытанию радиолокационных артиллерийских установок ПВО и киносъемке полетов по системе «Материк».

8  1954 г. началось переучивание летно-технического состава на самолет Ту-16. Личный состав полка прошел тренировку в организации вывода самолетов из-под удара в условиях ядерного нападения противника и укрытия личного состава в районах рассредоточения. К январю 1955 г. личный состав полностью перешел на эксплуатацию Ту-16. В течение года полк неоднократно принимал участие в различных учениях, 8 раз - с перебазированием на другие аэродромы. В составе 15 экипажей были успешно проведены 3 воздушных парада над Москвой.

9  июня 1956 г. при перелете с аэродрома Чкаловский в Мачулищи было проведено полковое учение совместно с самолетом-носителем по разрушению стартовых площадок paкет «земля-земля» дальнего действия в условиях преодоления сильной ПВО и с постановкой радиолокационных помех. Учение проводилось во взаимодействии с истребительной авиацией Московского военного округа и Минским корпусом ПВО.

В 1957 г. экипажи 1-й аэ были обучены постановке активных и пассивных помех станциям наведения управляемых снарядов и авиационным станциям перехвата.

Оглавление