Оглавление

Республика Сингапур в 1972 года приобрела в США 50 штурмовиков A-4S, представлявших собой модернизированные А-4В. В дальнейшем там же были закуплены новые партии самолетов А-4В и А-4С, что довело общее количество сингапурских «Скайхоков» до 126 (при этом приобретались только одноместные, «боевые» машины).

В середине 1980-х годов был проведён первый этап модернизации A-4S. Самолеты, изменившие обозначение на A-4SU, получили новые двигатели - новейшие для своего времени ТРДД Дженерал Электрик F404-GE-100D, являющийся модификацией ТРДДФ F404-GE-400, установленного на истребителях типа F/A-18 «Хорнит». При сухой массе 862 кг двигатель развивал максимальную тягу 4990 кгс и имел большую экономичность, чем предшествующие ТРД. Следует заметить, что штурмовики A-4SU (а также УТС TA-4SU) стали единственными в мире серийными самолетами, на которые установили ТРДД F404-GE-100D.

На втором этапе модернизации (1990-е годы) на самолетах была установлена усовершенствованная авионика. Эти машины получили индекс A-4SU-1 и обозначение «Супер Скайхок».

A4SkyHok028.jpg

A-4SU ВВС Сингапура

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ «СКАЙХОКИ»

Первоначально «Скайхоки» строились только в одноместном, боевом варианте. Считалось, что морские летчики, отличающиеся отличной профессиональной подготовкой, сумеют легко переучиться на простой в пилотировании А-4 и без специальной двухместной машины с двойным управлением. Однако жизнь показала, что «спарка» все же нужна. Первым двухместным учебно-боевым вариантом «Скай-хока» стал самолет ТА-4Е, созданный на базе серийного А-4Е, по сравнению с которым он имел фюзеляж, удлиненный на 0,76 м, а также уменьшенный (из-за увеличения размеров кабины экипажа) запас топлива. Из одноместных штурмовиков А-4Е было переоборудовано две таких «спарки».

TA-4F уже строился серийно. Был выпущен 241 такой самолет, представлявший собой двухместную версию A-4F, имевшую приблизительно такие же изменения по планеру по сравнению с одноместным прототипом, как и ТА-4Е.

В 1980-х годах 23 TA-4F были доработаны в самолеты передового авиационного наведения ОА-4М. В Корпусе морской пехоты эти машины применялись до 22 июня 1994 года. А четыре TA-4F были приблизительно в те же годы переоборудованы в учебные самолеты ведения радиоэлектронной борьбы EA-4F.

Следующий учебно-тренировочный «Скайхок» (TA-4J) явился облегченным и упрощенным вариантом TA-4F. На нем была снята большая часть БРЭО (ненужная «летающей парте») и оставлена только одна 20-мм пушка (вполне достаточная для обучения применению оружия). Силовая установка включала ТРД J52-P-6 (3860 кгс). Было построено 277 самолетов этого типа. Кроме того, в TA-4J было переоборудовано, также, 14 TA-4F.

A4SkyHok030.jpg

Опытный двухместный ТА-4Е с необычной подвеской из четырех "Сайдуиндеров"

Если TA-4F служили для переучивания на «Скайхоки» и поддержания летной квалификации строевых летчиков, то двухместные TA-4J заменили к 1974 году на американском флоте УБС Грумман TF-9J «Кугуар» в качестве самолетов углубленной подготовки летчиков палубной авиации и морской пехоты. Они поступили в распоряжение учебного командования морской авиации, которому были подчинены авиационная школа в Пенсаколе (штат Флорида), учебный авианосец CVTI6 «Лексингтон», а также восемь учебных авиационных крыльев.

Повышенная подготовка летчиков на самолетах TA-4J длилась 16 недель. За это время каждый курсант должен был выполнить до 90 полетов и налетать не менее 124 часов, при этом часть полетов выполнялась с палубы авианосца. В ходе прохождения курса углубленной подготовки летчики упражнялись в стрельбе из пушки, бомбометании с малых высот, пуске НАР и наведении самолета на цель по командам с наземного (корабельного) пункта управления.

TA-4J использовались в роли самолетов углубленной подготовки вплоть до 1992 года, когда им на смену пришли учебно-тренировочные палубные самолеты нового поколения Макдоннелл Дуглас (Боинг)/ВАЕ Т-45 «Госхок» (Goshawk). Однако некоторые учебные «Скайхоки» летали в ВМС США и после поступления на вооружение «Госхоков». Последний TA-4J, эксплуатировавшейся в смешанной авиационной эскадрилье, осуществлявшей буксировку мишеней, а также имитировавшей действия авиации противника в ходе учений, покинул строй 2 мая 2003 года.

УТС TA-4G был создан для флота Австралии. Было построено две и переделано из TA-4F еще две такие машины.

Для Израиля было выпущено 10 двухместных учебных самолетов А-4Н. Первые самолеты этого типа были поставлены «Хейль Авир» в 1968 году вместе со штурмовиками А-4Н. Позже в вариант ТА-4Н была переоборудована и часть штурмовиков А-4Н. Непосредственно перед войной 1973 года учебно-тренировочные самолеты прошли модернизацию. Они получили ударное вооружение и применялись в боевых действиях наравне с одноместными штурмовиками.

Оглавление