Оглавление

317sap020.jpg

Под таким ракурсом авианосец «Энтерпрайз» могли наблюдать экипажи Ту-16Р

Атомный авианосец — заманчивая цель, облет этой цели впервые на ТОФ был выполнен 7 февраля. Экипажи подполковника Лайкова и майора Запорожченко обнаружили «Энтерпрайз» в Восточно-Китайском море сразу после пролета Корейского пролива, корабль обнаружили с помощью бортовых РЛС на дистанции 340 км с высоты 5000 м. Авианосец в режиме радиомолчания шел к берегам Вьетнама. Пара Ту-16 выполнила снижение до высоты 100 м и на этой высоте выполнила перспективное фотографирование авианосца и его ордера (атомный фрегат «Тракстан», один эсминец типа «Аллен М. Самнер»). Истребители «Фантом» были подняты на перехват только через 12 мин. после прохода пары Ту-16 над авианосцем, начало работы корабельных РЛС обнаружения воздушных целей зафиксировано в момент подъема палубных истребителей. Иначе говоря, Ту-16 появились над «Энтерпрайзом» совершенно внезапно. Не исключено, что в ВМС США полетели если не головы, то знаки различия. На перехват Ту-16 подняли восемь «Фантомов», истребители сопровождали разведчиков 28 мин. В рапорте экипажи разведчиков с профессиональным уважением особо отметили, что восемь истребителей взлетели с авианосца всего за две минуты. На обратном маршруте пару Ту-16 перехватили и сопровождали пять «Фантомов» и один «Виджилент» с авианосца «Рейнджер», а также один F-86 «Сейбр» воздушных сил самообороны Японии. Интересно, что «Фантомы» не позволили «Сейбру» подойти к Ту-16 ближе, чем на 5 км! Более того, один F-4 оттеснил «Сейбр» в сторону и сопровождал до территории Японии. Еще одна загадка холодной войны? В одном полете пара Ту-16 определила местоположение трех авианосцев ВМС США («Энтерпрайз», «Йорктаун», «Рейнджер»), свыше 20 других кораблей ВМС США и сил самообороны Японии, получила ряд новых данных о системе ПВО Японии и Южной Кореи. По данным разведчиков 266-й эскадрильи на авианосцы были наведены самолеты 50-го отдельного гвардейского дальнеразведывательного авиаполка, которые также вышли на визуальный контакт с авианосцем и осуществили фотографирование «Энтерпрайза». В сопровождении экипажей Лайкова и Запорожченко приняли участие в общей сложности 14 «Фантомов», один «Виджилент» и один «Сейбр».

Район поиска авианосцев сместился в сторону Южной Кореи, что логично — участие США в войне во Вьетнаме достигло пика, и полеты на разведку АУГ смело можно отнести к боевым.

С 14 по 16 марта все экипажи эскадрильи осуществляли поиск не вышедшей в установленной в срок на связь подводной лодки К-129, было выполнено 60 самолето-вылетов. Поиски К-129 результатов не дали, однако контрольный поиск находившейся на поверхности подводной лодки на удалении 1400 км от Елизово успешно выполнили пять экипажей. Трагедия К-129 ныне широко известна, хотя «белых пятен» в этой истории осталось немало.

10 декабря пять экипажей 266-й эскадрильи (разведчики — командиры экипажей подполковник Лайков, капитан Пелипенко, заправщики — капитаны Кузнецов и Гришков, разведчик погоды — майор Пыхтин) обнаружили терпящую бедствие подводную лодку Б-64, лодка благополучно вернулась в базу в сопровождении военного транспорта «Индигирка».

В 1969 г. эскадрилья вела, в основном, радиотехническую разведку Алеутских и Японских островов, отдельных кораблей и судов в море. Полеты на разведку АУГ планировались, но в день вылета отменялись командованием авиации ТОФ.

В апреле 1970 г. эскадрилья приняла участие в учениях ВМФ СССР «Океан».

В 1971 г. в районы боевой службы произведено 45 вылетов на поиск авианосцев, специальных судов ВМС США и морских сил самообороны Японии, в том числе 6 с выполнением дозаправки в воздухе. При выполнении задания на радиолокационную разведку полет выполнялся «по потолкам» с выходом на радиотехнический контакт до раздельного наблюдения целей на экране РЛС. Полет на выполнение визуальной разведки обычно выполнялся парой Ту-16 или одиночно по переменному профилю, перспективное фотографирование выполнялось с удаления в несколько километров. Все полеты по реальным целям выполнялись без мер маскировки с целью максимально возможного выявления сильных и слабых сторон ПВО вероятного противника. Анализ результатов полетов показал, что радиотехническое оборудование самолета Ту-16МР позволяет вести скрытную разведку корабельных группировок ВМС США без обнаружения разведчиков корабельными средствами ПВО.

Оглавление