По окончанию формирования, 15 сентября 1941 г., 23-й иап был переименован в 526-й иап, но за полком сохранилось Боевое знамя 23-го иап. На вооружение двух эскадрилий поступили 20 истребителей МиГ-3. Как получали МиГ-3, вспоминал инженер полка капитан Лелёкин. При перебазировании в Рассказово инженер заболел дизентерией, а после выздоровления оказался на пункте сбора в Москве:
— Там случайно встретил пять человек летчиков во главе с зам. командира полка, которые прибыли на 1-й завод за самолетами МиГ-3. Завод в это время эвакуировался из Москвы. Все оборудование почти было вывезено на Урал. Я, как сейчас помню, нашел военпреда полковника Кутузова и говорю ему, что к вам прибыли за самолетами, а он отвечает — завод уже не работает давно. Но на границе аэродрома есть 10 МиГ-3, новых, подготовленных к уничтожению: если хотите, дам вам трактор, масло; вытаскивайте, осматривайте, готовьте к полету и улетайте скорее.
Все МиГ-3 я лично осмотрел, моторы опробовал, выполнил регламентные работы, заправил горючим, маслом, водой и выпустил в полет своих летчиков.
Перед отправкой на фронт до личного состава довели приказ Наркома обороны о преобразовании особо отличившихся в боях за Родину частей РККА в гвардейские. Приказ был зачитан перед строем полка. На митинге, посвященном этому приказу, личный состав обязался бить фашистов так, как бьют их первые гвардейские части и самим встать в ряды Советской Гвардии. Цинично говоря, обычный для тех лет митинг, обычные лозунги, но в отличие от многих других частей летчики и техники 526-го иап свои обещания выполнили в полном объеме и в короткий срок.
1 октября 1941 г. 526-й иап перебазировался на Северо-Западный фронт и вошел в состав ВВС 52-й армии, которая 17 октября 1941 г. вошла в состав Волховского фронта. Перебазирование выполнялось в сложных метеоусловиях с пятью промежуточными посадками, но через двое суток все самолеты сосредоточились на аэродроме Коломенка в районе г. Боровичи. Техникам перебазирование далось еще труднее, чем летчикам. Для переброски технического состава выделили один транспортный Дуглас, выполнивший всего два рейса. Забрать всех и всё самолет, понятно, не смог. Железнодорожный эшелон не выделили вовсе. 60% техников добиралось до Москвы пассажирскими поездами, а из Москвы до аэродрома Коломенка на попутках (!): «Только благодаря высокой дисциплине, спайке, организованности и высокой требовательности командиров, глубокому пониманию своего долга перед Родиной, личный состав своевременно прибыл к месту базирования полка и приступил к выполнению боевых задач».
С аэродрома Коломенка полк производил разведку противника и штурмовку его войск на марше, на переднем крае, в узлах сопротивления. Летчики полка производили в день по три—пять боевых вылетов. Большое количество вылетов было произведено на разведку целей. 6 декабря 1941 г. приказом Народного Комиссара Обороны СССР 526-й истребительный авиационный полк был преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк.
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР №348
СОДЕРЖАНИЕ: О преобразовании 526-го истребительного авиационного полка в гвардейский полк.
6 декабря 1941 г. город Москва
526-й истребительный авиационный полк в боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских захватчиков показал образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности.
За время боев с 3.10 по 8.11.41 г. полк произвел 977 боевых вылетов при налете 873 часов. В воздушных боях сбил 16 самолетов противника, уничтожил около 2000 человек пехоты, 39 пулеметных точек, 7 минометных батарей, 2 склада боеприпасов.
На основании изложенного и в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР Ставка В.Г.К. приказывает:
1. За проявленную отвагу в боях, за мужество и героизм личного состава переименовать 526 ИАП во 2-й гвардейский ИАП. Командир полка майор Метелкин. Комиссар старший политрук Власов.
2. В соответствие с постановлением Президиума Верховного Совета СССР указанному полку вручить гвардейское знамя.
3. Всему начальствующему старшему, среднему и младшему составу с декабря 1941 г. установить полуторный оклад, а бойцам двойной оклад содержания.
4. 2-й гвардейский ИАП расширить и перевести на новый штат в составе 3-х АЭ.
5. Приказ объявить всему личному составу ВВС Красной Армии.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ОБОРОНЫ СССР И. СТАЛИН
Гвардейское знамя личному состава полка вручил 19 января 1942 г. на аэродроме Веребье (Волховский фронт) комиссар штаба ВВС Красной Армии бригадный комиссар Галичев.
С начала войны до 23 февраля 1942 г. полк произвел: 2098 самолетовылетов, налетал 1884 часа, из них:
- на разведку и штурмовку войск противника — 407 самолетовылетов с налетом 359 часов 51 минута;
- по войскам и аэродромам противника — 88 самолетовылетов с налетом 99 часов 19 минут;
- на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков — 488 самолетовылетов с налетом 447 часов 37 минут;
- на отражение налетов авиации противника на свои аэродромы — 385 самолетовылетов с налетом 403 часа 20 минут;
- на прикрытие войск на поле боя — 121 самолетовылет с налетом 118 часов 42 минуты;
- на прикрытие своих войск в нашем тылу — 345 самолетовылетов с налетом 283 часа 56 минут.
Над территорией противника сброшено более двухсот тысяч газет и листовок.
Летчики 23-го иап накануне войны освоили истребитель МиГ-3 в полном объеме
За восемь месяцев войны было уничтожено: 569 грузовых и 13 легковых автомашин, 17 танков и танкеток, пять бронемашин, 16 орудий на мехтяге, 11 тракторов и прицепов, 78 зенитно-пулеметных точек, 180 строений с засевшими в них немецкими солдатами и офицерами, четыре паровоза, 16 вагонов, 21 миномет, шесть мотоциклов, 197 лошадей, 106 повозок, семь автоцистерн с горючим, 13 зенитных орудий, два склада с боеприпасами. Штурмовыми действиями полка было убито и ранено более 6650 солдат и офицеров противника. В воздушных боях и на аэродромах уничтожено 52 самолета противника. За проявленное в боях с немецкими фашистами отвагу и мужество, 63 человека в полку были отмечены правительственными наградами, в том числе ордена Ленина были удостоены капитан Андреев В.Д., капитан Некрылов А.Я. и лейтенант Иващенко И.М.