Оглавление

SuSchwPz112.jpg SuSchwPz113.jpg SuSchwPz114.jpg SuSchwPz115.jpg

Слева направо: общий вид казенной части пушки БЛ 13 с досылателем; досылатель в исходном положении для заряжания; снаряд лежит на каретке и лотке ограждения пушки (вид справа); положение снаряда перед досыланием в казенник пушки.

Во время испытаний (было выполнено 250 заряжаний) досылатель продемонстрировал надежную работу. Использование механического досылателя с места заряжающего обеспечивало последнему значительные удобства и ускорило процесс заряжания снаряда. Для окончательного заключения о работе механического досылателя рекомендовалось провести его испытания в условиях объекта.

В октябре 1945 г. все новые проекты тяжелого танка ИС-7, получившие заводские наименования «Объект 258», «Объект 259», «Объект 260» и «Объект 261», были представлены в НКТП СССР для совместного рассмотрения Техническим советом и представителями ГБТУ Красной Армии. Проекты получили полное одобрение с указанием реализовать предложенные конструкции в опытных образцах и представить их на испытания. Одновременно в ОКБ Опытного завода №100 в соответствии с приказом НКТП №312 выполнили эскизные проекты семи вариантов артиллерийской самоходной установки на базе этих машин. Тактико-технические характеристики проектов танка ИС-7 представлены в табл. 64.

Параллельно в 1945 г. на основании ранее выполненных работ по броневой защите в ЦНИИ-48 совместно с конструкторскими бюро заводов №100, ЧКЗ и УЗТМ разработали новые, весьма рациональные формы броневой защиты перспективных тяжелых танков и САУ с выпуском рабочих чертежей макетов корпусов.

При сравнительно небольшой массе броневых конструкций и компактном сочетании отдельных узлов обеспечивалась неуязвимость наиболее поражаемых элементов машин от огня существующей противотанковой артиллерии калибра 88 мм с перспективой получения таких же результатов при обстреле танка из орудий калибра 105 и 128 мм с начальными скоростями бронебойных снарядов 1000 м/с.

В конструкции броневой защиты лобовой части корпуса вновь разрабатываемых вариантов ИС-7 использовали оригинальную форму носового узла (двухскатный нос) и новое расположение люка механика-водителя, внедренные в серийное производство в танке ИС-3. В конструкции корпуса применили также оригинальную форму кормовой части и так называемый «клиновидный» бортовой узел.

Полная вероятность пробития броневой защиты танка ИС-7 под огнем орудий противотанковой артиллерии калибра 88 и 105 мм с начальными скоростями бронебойных снарядов 1000 м/с составляла, соответственно, 5,3% и 7,5% против 16,1% и 20,9% для броневой защиты ИС-3.

Для дальнейшего рабочего проектирования и изготовления опытных образцов был выбран один из проектов танка ИС-7 («Объект 260») в двух вариантах: с механической и электромеханической трансмиссиями210. В качестве силовой установки на машине предполагалось использовать спарку из двух дизелей В-16Ф. Группу вооружения возглавлял А.С. Шнейдман, корпуса — СВ. Мицкевич, ходовой части — Г.А. Серегин, трансмиссии — Г.А. Турчанинов, моторную — Г.А. Осмоловский. Ведущим инженером проекта стал П.П. Исаков, а общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора А.С. Ермолаев.

После рассмотрения проектов и выбора основного варианта танка ИС-7 в октябре 1945 г. в правительство на имя Л.П. Берия за подписью В.А. Малышева, Д.Ф. Устинова, Я.Н. Федоренко, Н.Д. Яковлева, Н.И. Бирюкова, Ж.Я. Котина и А. М. Петросъянца было направлено представление о разработке нового тяжелого танка ИС-7 конструкции Ж.Я. Котина, значительно превосходящего все существующие отечественные и известные зарубежные танки.

В нем говорилось о том, что новый танк при боевой массе 65 т вооружен 130-мм пушкой конструкции ЦАКБ НКВ, начальная скорость бронебойного снаряда которой массой 34 кг составляла 900 м/с.

В части повышения огневой мощи танка отмечалось, что по дульной энергии (1378 т-м) 130-мм пушка была в 1,9 раза мощнее 122-мм пушки Д-25Т и обеспечивала пробитие броневых листов толщиной до 230 мм по нормали (122-мм пушка Д-25Т — 168 мм) на дальности 1000 м. Для облегчения заряжания и увеличения скорострельности до 6—8 выстр./мин предполагалось использование механизма заряжания. Кроме того, предусматривалась возможность управления огнем из пушки с места командира танка, а также установка радиолокационного дальномера и приборов ночного видения.

В отношении броневой защиты указывалось, что лобовая проекция танка не пробивается 128-мм бронебойными снарядами с начальной скоростью 1100 м/с в секторе курсовых углов ±30° при стрельбе с любой дальности, а также кумулятивными гранатами типа «Фаустпатрон» калибра 150 мм. Защиту отданного типа кумулятивных гранат обеспечивала также бортовая броня корпуса и башни.

В силовой установке предполагалось наличие двух спаренных двигателей В-16 мощностью по 441 кВт (600 л.с.) каждый и возможность использования двух типов трансмиссий: электромеханической и шестиступенчатой механической. Позже спарку двигателей планировалось заменить одним дизелем мощностью 882 кВт (1200 л.с), что обеспечивало танку расчетную максимальную скорость по шоссе 60 км/ч.

В качестве вывода в указанном представлении предлагалось поручить ЛКЗ построить в первом полугодии 1946 г. два опытных образца танка (одного с электрической, другого с механической трансмиссией), а ЦАКБ изготовить для них три 130-мм пушки. Кроме того, в целях успешного выполнения важного правительственного задания было предложено перевести в Ленинград на Кировский завод из Челябинска конструкторское бюро Ж.Я. Котина с частью опытно-исследовательских кадров и утвердить последнего главным конструктором ЛКЗ.

До конца 1945 г. на Опытном заводе №100 в Челябинске велась отработка чертежей танка ИС-7 («Объект 260») и изготовление его отдельных узлов и деталей. Так, совместно с ЦАКБ НКВ и заводом №9 НКВ в ОКБ Опытного завода № 100 были организованы работы по выбору и проектированию танковых артиллерийских систем и всего боевого отделения в целом.

В сотрудничестве с ЦНИИ-48 в ОКБ разработали и осуществили на практике соединения броневых деталей корпусов тяжелых танков, основанных на взаимном упоре стыкуемых деталей. Рабочие чертежи макета корпуса ИС-7 отправили в ЦНИИ-48 для передачи на Ижорский завод с целью его изготовления.

В ноябре 1945 г. из ОКБ Опытного завода №100 передали в производство малогабаритную механическую коробку передач с главным фрикционом и ПМП, рассчитанную на совместную работу с дизелем мощностью 735-809 кВт (1000-1100 л.с).

Помимо проектирования, сотрудники ОКБ участвовали в монтажных и исследовательских работах, а также в ходовых испытаниях опытного танка «Объекта 253» с электромеханической трансмиссией на заводе «Динамо» (г. Москва). Испытания этой машины дали большой материал и опыт для создания вариантов таких трансмиссий для нового тяжелого танка.


210 Ввиду выбора в качестве основного варианта танка «Объект 260», индекс «Объект 261» впоследствии присвоили самоходно-артиллерийской установке, к разработке которой на базе танка ИС-7 («Объект 260») приступили в ноябре-декабре 1945 г.

Оглавление