Оглавление

Одновременно с развертыванием серийного производства и последующей модернизацией танка ИС-4 (ИС-4М) в конструкторских бюро ЧКЗ, Л КЗ, Опытного завода №100 и его ленинградского филиала велись НИОКР по созданию новых образцов тяжелых танков. Результатом явилось принятие на вооружение и серийное производство последнего отечественного тяжелого танка Т-10 и его модификаций — Т-10А, Т-10Б и Т-10М.

Еще в мае 1945 г. конструкторским бюро ЧКЗ (СКБ-2) и Опытного завода № 100 (ОКБ) была поручена разработка эскизных проектов различных вариантов тяжелых танков мощного бронирования (приказ НКТП №66 от 5 февраля 1945 г.). Вариант тяжелого танка, создававшийся в СКБ-2 ЧКЗ под руководством Н.Л. Духова, имел индекс «Объект 705»; в ОКБ Опытного завода №100 работы по машине, получившей наименование ИС-7 («Объект 257»), осуществлялись под руководством Ж.Я. Котина и А.С. Ермолаева.

Разработка этих машин велась в соответствии с требованиями, аналогичными для танка ИС-4.

По взглядам руководства БТ и MB Красной Армии209, с целью реализации в конструкции тяжелого танка предельных параметров огневой мощи и броневой защиты его боевая масса могла быть ограничена 97—100 т. Предельный габарит танка по ширине определялся возможностью железнодорожных перевозок с двухсторонним движением.

Такие ограничения являлись предельно допустимыми и диктовались отсутствием на тот момент отработанных конструктивных решений для достижения требуемых характеристик без увеличения боевой массы танка.

В результате, согласно ТТХ, боевая масса танка «Объект 705» составляла 100 т. В состав экипажа входили пять человек. В башне танка предусматривалась установка 130-мм танковой пушки с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000—1100 м/с или 152-мм пушки с начальной скоростью бронебойного снаряда 900 м/с. С целью облегчения работы заряжающего предполагалось использовать устройство для механизации процесса заряжания. В качестве дополнительного и вспомогательного оружия предусматривалась установка трех пулеметов калибра 14,5 мм и четырех пулеметов калибра 7,62 мм. В боекомплект танка входили 40 выстрелов раздельного заряжания (при 130-мм пушке) или 35 выстрелов раздельного заряжания (при 152-мм пушке).

Лобовые и бортовые листы корпуса, а также лоб, борта и корма башни танка должны были обеспечивать защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойного снаряда с начальной скоростью 1200 м/с при стрельбе в упор из полевой, танковой и противотанковой артиллерии калибра до 128 мм включительно, а также от действия кумулятивных мин и гранат калибра 150 мм.

Планетарная трансмиссия должна была гарантировать танку возможность движения по шоссе с максимальной скоростью не менее 55—60 км/ч. В ходовой части предусматривалось использование гусениц с РМШ (сайлентблоками) с гарантийным сроком службы не менее 3000 км и обеспечивавших машине среднее давление на грунт не более 88,3 кПа (0,9 кгс/см2).

Разработку эскизно-технического проекта этой боевой машины (ответственный — Г.В. Крученых) закончили в октябре 1946 г. После его рассмотрения в СКБ-2 приступили к выполнению технического проекта, срок представления которого на утверждение согласно постановлению Совета Министров СССР №935-288 от 9 апреля 1947 г. был определен 15 ноября 1947 г. Полноразмерный деревянный макет предполагалось изготовить к 25 декабря 1947 г.

Но из-за невыполнения сроков работа над техническим проектом танка «Объект 705» была перенесена на 1948 г. и велась на основании постановления Совета Министров СССР №2252-935 от 22 июня 1948 г. (приказ министра транспортного машиностроения №223 от 3 июля 1948 г) В приложении к постановлению были приведены скорректированные ТТТ к машине с новым сроком представления технического проекта в августе 1948 г. Корректировка ТТТ главным образом касалась основного оружия машины и разработки для нее дизеля мощностью 1324—1471 кВт (1800—2000 л.с.). В башне танка предусматривалась установка только пушки калибра 152 мм конструкции завода №172 MB с начальной скоростью бронебойного снаряда 880 м/с и боекомплектом 35 выстрелов раздельного заряжания.

Разработка на ЧКЗ под руководством И.Я. Трашутина дизеля мощностью 1324—1471 кВт (1800—2000 л.с.) должна была обеспечить танку «Объект 705» удельную мощность не менее 20 л.с./т. Кроме того, помимо механической планетарной трансмиссии, предполагалось использовать также гидромеханическую трансмиссию. Максимальная скорость танка по шоссе должна была составлять 60 км/ч, гарантийный срок службы машины — 2000 км.

В декабре 1948 г. СКБ-2 поручалось выпустить рабочие чертежи отдельных элементов трансмиссии, ходовой части, моторной установки и вооружения, а также провести соответствующие экспериментально-исследовательские работы.

Однако проект танка «Объект 705» так и не был завершен из-за необходимости доработки конструкции серийно выпускавшегося ИС-4 и проведения его дальнейшей модернизации. Согласно постановлению Совета Министров ССССР №4752-1832 от 15 октября 1949 г. (приказ министра транспортного машиностроения №501 от 26 октября 1949 г.), работы по двигателю (также, как и по машине в целом) были прекращены. Все готовые проектные материалы по этому двигателю в дальнейшем предполагалось использовать при создании танкового дизеля большой мощности.

Выполненный в мае 1945 г. эскизно-технический проект нового тяжелого танка ИС-7 («Объект 257») был рассмотрен и одобрен наркомом танковой промышленности В.А. Малышевым (приказ НКТП №312). На основе дальнейшей глубокой проработки этого варианта тяжелого танка в ОКБ Опытного завода №100 в период июля—сентября 1945 г. подготовили технические проекты четырех различных вариантов машин (ведущие инженеры — Г.Н. Москвин и П.П. Исаков) с применением классической схемы общей компоновки, определяемой калибром основного оружия (БЛ-13-1 калибра 122 или С-26 калибра 130 мм), силовой установкой (один дизель или два спаренных) и типом трансмиссии (механическая или электромеханическая).

Поэтапное внедрение в опытные конструкции передовых достижений отечественной промышленности позволило реализовывать неуклонно растущие требования по повышению боевых характеристик тяжелого танка, оставаясь в разумных границах боевой массы.

Так, параллельно с отработкой технических проектов танка ИС-7 на Опытном заводе № 100 по эскизным чертежам ОКБ-172 был изготовлен и в июне 1945 г. прошел стендовые испытания механический досылатель для 122-мм пушки БЛ-13 конструкции ОКБ-172 НКВ. Он обеспечивал досылание снаряда в зарядную камору орудия и размещался в бороде казенника между тормозом отката и накатником.


209 По материалам постановления Военного совета БТ и MB Красной армии по перспективам строительства бронетанковой техники в период 1946— 1950 гг. от 21 февраля 1946 г. и доклада командующего БТ и MB ГСОВГ маршала бронетанковых войск П.Л. Ротмистрова «Танки советской и иностранных армий на современном этапе и перспективы их развития» 24 марта 1947 г.

Оглавление