Оглавление

В 1944 г. во время Львовско-Сандомирской операции генерал-лейтенант И.П. Галицкий и полковник А.И. Завгородний разработали приспособление, состоящее из двух деревянных барабанов диаметром до 2,5 м каждый. Между собой барабаны соединялись бревном-осью диаметром 20—30 см и длиной 3,3—3,6 м. Барабаны, насаженные на бревно, соответствовали ширине колеи танка. К окончаниям бревна, выступающим с внешней стороны, крепился металлический тяж, с помощью которого танк мог транспортировать колейное барабанное приспособление перед собой (и за собой). Подойдя ко рву, танк с ходу закатывал в него барабаны. Тут же по барабанам он преодолевал ров. Испытания показали, что танк с барабанами преодолевал ров за 1—1,5 мин, а следующие за ним машины преодолевали его почти без задержки.

По решению командования подразделения полковника Завгороднего изготовили 50 комплектов барабанов для обеспечения ими танков непосредственной поддержки пехоты. Однако наряду с простотой и дешевизной конструкции барабаны обеспечивали преодоление только противотанковых рвов и то — только танками. Для колесного проезда требовалось укладывать на барабаны специально изготовленные мостовые колеи, а преодолевать речки, ручьи и вертикальные препятствия танкам и колесной технике было очень сложно [1].

В ходе боевых действий Великой Отечественной войны наши войска использовали и засыпку препятствий бревнами, трубами и т.п. Однако этот способ требовал большого количества материалов, транспорта, сил и времени, и также не удовлетворял возросшим требованиям по увеличению уровня мобильности танковых подразделений.

MTU_K-67008.jpg MTU_K-67010.jpg

Деревянные барабаны с установленным на них мостовыми колеями. Львовско-Сандомирская операция. 1944 г.

Танк Т-34-85 преодолевает преграду, заполненную бревнами и другими подручными материалами. Австрия, 1945.

Еще в июле 1943 г. начальник технического управления ГБТУ инженер-полковник С.А. Афонин поставил вопрос о создании в НАТИ специального танка-мостоукладчика на базе танка Т-34 по типу инженерного танка ИТ-28. Но в годы войны это так и не было осуществлено.

В 1944 г. на Калининском фронте силами войск был сооружен деревянный мост (с колеями, усиленными шпренгельными устройствами), самосбрасывавшийся с танка Т-34 с использованием троса, обкатника (установленного на лобовом наклонном листе) и движущихся гусениц. Укладка моста длиной 7—8 м на препятствие занимала 2—5 мин. Однако наряду с простотой и дешевизной конструкции способ установки моста «опрокидыванием» оказался недостаточно надежным. Каждая гусеница танка шла всего по двум бревнам, что резко усложняло его движение, недостаточной была и длина моста.

MTU_K-67006.jpg MTU_K-67007.jpg

Макет танка Т-34 с самосбрасывавшимся деревянным мостом с колеями, усиленными шпренгельными устройствами. 1944 г.

Опыт Великой Отечественной войны подтвердил острую необходимость создания мостоукладчиков, которые облегчали бы преодоление с ходу различных преград танковыми подразделениями. Оснащение войск такими машинами позволило бы существенно увеличить мобильность частей и подразделений в сочетании с расширением их оперативно-тактических возможностей [2].

Вскоре после окончания войны была поставлена научно-конструкторская работа по созданию мостоопорного танка, получившая наименование «МОТ».

В октябре 1946 г. маршал П. Рыбалко утвердил тактико-технические требования к специальному мостоукладчику. Задавалась грузоподъемность 75 т при длине моста 15 м.

Эскизно-технический проект мостоопорного танка МОТ разработали в КБ завода №75 (г. Харьков) в августе 1948 г. Через год в НТК ГБТУ был одобрен его рабочий проект. Опытный образец мостоопорного танка «Объект 421» на базе среднего танка Т-54 построили осенью 1949 г. На его крыше оборудовали проезжую часть, на которую укладывались въездные аппарели.

MTU_K-67009.jpg

Опытный образец мостоопорного танка МОТ («Объект 421») на базе танка Т-54. 1948 г.

Оглавление