Оглавление

МОСТОУКЛАДЧИК МТУ (К-67)

К. Янбеков

Использованы фото из архивов М.В. Павлова, И.Л. Курбалы, Д.И. Зуева, В.И. Буренкова и автора.

 и автора.

Автор выражает благодарность Н.Г. Топилину, В.А. Белозерову, А.В. Широкову, И.М. Циановой, О.В. Янбековой, С.В. Малине, М.В. Павлову, Л.И. Приходько и Е.А. Шевченко за помощь, оказанную при подготовке статьи.

MTU_K-67001.jpg

Предыстория

В 1930-х гг. в СССР был накоплен в целом успешный опыт создания саперных (мостовых) танков. Так, с 1932 г. изготавливались и проходили испытания мелкие (до четырех единиц) партии различных саперных танков. Исключение составила партия СТ-26 (64 машины), изготовленная в 1934—1935 гг. на заводе им. Ворошилова (г. Ленинград) и отправленная для последующих испытаний в воинские части. Однако из-за имевшихся крупных недостатков в мостовых приводах СТ-26 испытаний не выдержали, и большая часть из них была переделана в линейные танки.

В 1938 г. на вооружение приняли инженерный танк ИТ-28, однако из-за организационных проволочек и начавшейся войны его производство так и не было развернуто.

MTU_K-67002.jpg MTU_K-67003.jpg
Саперный (мостовой) танк СТ-26. Инженерный танк ИТ-28.

Вместе с тем, опыт использования мотопехотных и особенно танковых подразделений Красной Армии отчетливо показал необходимость наличия машин и приспособлений, обеспечивающих преодоление войсками узких, естественных и искусственных преград. Отсутствие в танковых частях таких штатных машин вынуждало разрабатывать и изготавливать их в войсковых условиях. Так, в ноябре 1942 г. на ремонтном заводе №27 Ленинградского фронта по предложению инженер-полковника Г.А. Федорова на базе танка Т-34-76 изготовили танк-мост ТМ-34.

ТМ-34 предназначался для преодоления танками Т-34 естественных и искусственных препятствий (рвов, оврагов и т.п.). Машина полностью заезжала в противотанковый ров, после чего по мостовой ферме, закрепленной на корпусе сверху, двигались линейные танки. Использование танка-моста обеспечивало возможность «тридцатьчетверкам» преодолевать рвы трапециевидного профиля шириной от 5 до 12 м и глубиной от 2,5 до 4,5 м. Небольшую партию ТМ-34 (несколько десятков машин с мостом длиной 7,7 м) изготовили на ремонтном заводе №27 и задействовали в наступательных операциях 1942—1943 гг. на Ленинградском фронте.

Несмотря на простоту конструкции, танк-мост ТМ-34 имел ряд существенных недостатков, к числу которых относились невозможность входа во рвы, заполненные водой, непригодность для преодоления контрэскарпов, а также сложность эвакуации самой машины изо рва. Кроме того, для устройства моста требовалось наличие пологого съезда в ров.

MTU_K-67004.jpg MTU_K-67005.jpg

Танк-мост ТМ-34.

Т-34-76 преодолевает противотанковый ров с помощью ТМ-34.

Оглавление