Оглавление

Мал клоп, да могуч

А. Кириндас, М. Павлов

BHM-4_8001.jpg

Датой начала работ по созданию боевых химических машин традиционно считается 28 августа 1931 г., когда появился приказ начальника вооружений РККА «О системе химического вооружения».

Военные химики к вопросу составления своей системы химического вооружения (СХВ) подошли со всей тщательностью, поэтому ее основные положения практически не изменялись в течение примерно полутора десятков лет, уточнялась лишь номенклатура принятых на вооружение средств. Для оснащения РККА предусматривалась разработка боевых химических машин (БХМ) на основе находящихся на вооружении танков, автомобилей или тракторов. Однако специалисты не считали отдельные положения системы однозначно приемлемыми и подвергали их обоснованной критике. Отмечалось, что сочетание в БХМ свойств базовой и специальной машин невозможно: реализация специфических требований к химической машине могла привести к утрате основных качеств самого танка. С другой стороны, исходная конструкция могла задать неприемлемые ограничения при разработке на ее основе специальной химической машины.

По этой причине в Управлении военных изобретений (УВИ) РККА организовали проектные работы по созданию легкой гусеничной БХМ на оригинальной базе. Одноместная машина разработки Конструкторского бюро УВИ РККА т. Бродского была названа БХМ-8.

В БХМ-8 из серийных агрегатов предполагалось использовать только силовую установку — двигатель «Форд АА». С целью обеспечения подвижности масса машины ограничивалась в пределах 3000—3200 кг. Для БХМ-8 спроектировали оригинальный гусеничный движитель с резинометаллической гусеницей, а также предусмотрели возможность движения по железной дороге со скоростью до 60 км/ч. Расположение отделений управления, силового и боевого отделений было последовательным. По проекту, боевые химические вещества размещались в разделенной на отсеки цистерне, допускающей при необходимости заправку через отдельные горловины. Подразумевался вариант управления БХМ-8 по радио.

Тем не менее, в этом проекте не удалось реализовать комплекс требований, предъявляемых к боевой химической машине. Масса специального вещества была ограничена 650 кг. Из-за массогабаритных ограничений в БХМ-8 пришлось отказаться от бронирования, что обесценивало ее боевые возможности. В сентябре 1933 г. в заключении 3-го управления УММ РККА отмечалось:

«Таких же результатов, вернее, лучших в смысле использования веса, можно было бы добиться и на шасси танка Т-37, сняв с него вооружение, боевой комплект, башню, часть запаса горючего и одного человека экипажа».

Таким образом, было установлено, что при заданных условиях получить специальную боевую химическую машину с необходимыми параметрами невозможно. Дальнейшие работы по БХМ-8 были приостановлены, а проектирование легких боевых химических гусеничных машин велось уже на базе серийных конструкций.

Согласно СХВ РККА, утвержденной наркомом обороны в апреле 1935 г., следовало внедрить в производство и принять на вооружение химические танки ХТ-26, ХБТ, аэрохимсани, боевую химическую железнодорожную цистерну, химические танкетки и ряд других объектов.

Химическим танкеткам присвоили военное наименование БХМ-4 — «Боевая химическая машина четвертого типа». Они задумывались как средство огнеметания и дымопуска в зоне действий разведывательных частей. Базой для БХМ-4 послужили танкетка Т-27* и плавающий танк Т-37. Габариты химического разведывательного варианта Т-27 должны были соответствовать базовой машине. Вооружение этой машины составляли один огнемет с «силою струи в 30—35 м» и прибор дымопуска, обеспечивающий постановку завесы глубиной 500 м.

Проект БХМ-4 на базе плавающего танка Т-37 был разработан ОКБ склада №136 еще в 1934 г., а опытный образец изготовлен на заводе «Компрессор» в 1935 г. На Т-37 сняли дублирующий пост управления машиной у командира и разместили специальное оборудование КС-35, отличавшееся от оборудования, примененного на Т-27, переходом к жестким шарнирным сочленениям вместо гибких шлангов и измененной рукояткой наведения брандспойта. За сиденьем командира у правой стенки корпуса находился резервуар на 42 л для огнесмеси, которой хватало на 17 выстрелов. Брандспойт огнеметной установки располагался на верхнем наклонном броневом листе корпуса. Углы наведения брандспойта по вертикали составляли от -5° до +15°. Угол горизонтальной наводки был равен 180°. Дальность огнеметания — около 25 м.

BHM-4_8002.jpg BHM-4_8003.jpg

Боевая химическая машина БХМ-8 (проект).


* О первых работах по переоборудованию Т-27 в специальную химическую машину

Оглавление