Хорошо виден козырек на орудийной маске и секционная конструкция открытого люка механика-водителя (фото из архива автора).
Кроме того, по шасси были выявлены следующие недостатки:
- недопустимо большие нагрузки на пятые опорные катки;
- появление выхлопа с пламенем в движении под нагрузкой после длительной работы дизеля на отбор мощности для СЭП;- недостаточная вентиляция отделения управления при движении по-боевому (при температуре + 23°С атмосферного воздуха в отделении механика-водителя зафиксировано + 50°С);
- стесненное размещение расчета в башне;
- невозможность выхода механика-водителя при положении стволов пушки над люком;
- недостаточная эффективность системы охлаждения дизеля (при + 23°С атмосферного воздуха температура воды достигала предела + 105°С, масла — + 110°С);
- неэффективность ПАЗ;
- РЛПК при включении значительно ухудшает дальность связи посредством радиостанции Р-113;
- неудобная установка ночных приборов ТКН-2 и ТВН-2.
СЭП безотказно выдержала 8-часовую непрерывную работу с дублирующим генератором, а при работе с турбиной в отсеке питания наблюдалось повышение температуры до 83°С и нагрев масла в подшипниках турбины до + 95°С. Поэтому работа СЭП от турбины была ограничена 2 ч. Расход топлива турбиной при полной нагрузке составил 62 л/ч, масла — 1,8 л/ч. Замеры потребляемых мощностей показали, что в нормальных условиях работы при + 30°С мощность СЭП достаточна. Работа СЭП при -40°С не проверялась. Аккумуляторы 12Ст-70 функционировали нормально и обеспечивали питание аппаратуры ЗСУ в различных режимах, а также приводов наведения пушки в аварийном режиме в течение 6 мин.
Основные характеристики С-60, ЗСУ-57-2, ЗСУ-37-2 «Енисей» и ЗСУ-23-4 «Шилка» |
||||
Характеристики |
С-60 с ПУАЗО-6-60 и СОН-9 |
ЗСУ-57-2 |
ЗСУ-37-2 «Енисей» |
ЗСУ-23-4 «Шилка» |
Вероятность поражения (%) цели типа МиГ-17 при скорости 250 м/с и наклонной дальности 500 м на высотах: |
(расчетная, по ошибкам, принятым разработчиками для серийных образцов) |
|||
200 м |
7 |
8 |
15 |
28 |
500 м |
15 |
18 |
25 |
35 |
1000 м |
23 |
8 |
39 |
39 |
1500 м |
22 |
2 |
42 |
39 |
2000 м |
18 |
38 |
||
3000 м |
14 |
30 |
||
Наклонная дальность стрельбы, м |
6000 |
5500 |
4500 |
2500 |
Дальность прямого выстрела, м |
1200 |
1100 |
||
Досягаемость по высоте, м |
4000 |
4000 |
3000 |
1500 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
1000 |
1000 |
1010 |
950 |
Вес осколочно-фугасного снаряда кг |
2,8 |
2,8 |
0,733 |
0,190 |
Темп стрельбы суммарный, выстр./мин |
100-120 |
200-240 |
900-1200 |
3600-4000 |
Средний вес секундного залпа, кг |
5,13 |
10,27 |
12,83 |
12,03 |
Предел работы по скорости цели, м/с |
580 |
240 |
660 |
445 |
Способ управления огнем |
ПУАЗО-6-60 и СОН-9 |
Построительный зенитный прицел |
РЛПК + телевизионно-оптический визир + прицел-дублер |
РЛПК + оптический визир |
Возможность стрельбы по невидимой цели |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Возможность стрельбы в движении |
Нет |
Малоэффективно |
Да |
Да |
Возимый боекомплект, шт. |
Нет |
300 |
540 |
2000 |
Расчет, чел.: на одну установку на подразделение |
7 46 (батарея из 6 пушек + ПУАЗО) |
6 24 (батарея из 4 ЗСУ) |
4 4 (1 ЗСУ) |
4 4 (1 ЗСУ) |
Боевой вес, кг |
4875 |
28000 |
27500 |
19000 |
Стоимость, тыс. руб. |
400 |
300 |
Как видно из вышеизложенного, комплекс доказал свою работоспособность. Впрочем, и проблем хватало, и далеко не все они были легкоустранимыми. Но маловероятно, что при создании принципиально нового образца техники могло быть иначе. Похожие трудности, вскрывшиеся при испытаниях и эксплуатации первых серийных ЗСУ-23-4 «Шилка», как известно, потребовали длительных и неоднократных переделок систем, особенно воздухоочистки и охлаждения оборудования.
Работы по упоминавшемуся выше радиолокационному комплексу целеуказания «Обь» были прекращены постановлением СМ СССР от 4 июля 1959 г. Однако испытания подтвердили, что бортовые РЛПК как «Енисея», так и «Шилки» не способны самостоятельно эффективно обнаруживать воздушные цели. Предлагалось использовать для целеуказания стационарную РЛС П-15, но она не могла обнаруживать цели ниже 500 м, не обеспечивала целеуказание в движении и целераспределение. Комиссия сделала вывод о целесообразности «для более эффективного боевого использования ЗСУ... разработать специальную командирскую машину со станцией разведки и распределения целей».
В результате комплекс был признан в основном соответствующим ТТТ ГРАУ и ГБТУ. Выявленные недостатки подлежали устранению с последующей проверкой на головных образцах установочной партии. В ходе испытаний также подтвердилось, что новые ЗСУ превосходят стоящие на вооружении средства армейской ПВО. По вероятности поражения «Енисей» превосходил батарею из шести буксируемых АЗП С-60 или батарею из четырех самоходных ЗСУ-57-2.