Оглавление

ZSU372En019.jpg

ЗСУ-37-2 «Енисей» для государственных испытаний в положении по-боевому. Графика А. Бобкова.

В выводах отмечалось, что «ЗСУ «Енисей» обеспечивает поражение танков с броней до 50 мм на дальностях до 100 м и 40 мм на дальностях до 500 м при углах встречи снаряда с броней 6090°. При стрельбе с места наиболее эффективен способ с прицел-дублером и наведением гидроприводами, в движении стрельба по танкам возможна только с использованием ТОВ, при условии расширения поля зрения его оптической головки. Стрельбу целесообразно вести с дальности не более 600700 м очередями по 35 выстрелов».

В ходе госиспытаний ЗСУ прошла 1185 км, из них 765 км — на Донгузском полигоне: 400 км — маршевые пробеги, остальное — обеспечение стрельб. Марши осуществлялись в два приема: 100 км — по грязным грунтовым дорогам с включенным РЛПК и силовыми приводами и 300 км — по сухим грунтовым дорогам с выключенным РЛПК и приводами. После каждого марша производилась проверка функционирования стрельбой.

Второй этап госиспытаний проходил с 20 по 30 октября 1961 г. на полигоне ГБТУ в Кубинке. Было пройдено 420 км маршевыми пробегами по 60— 100 км по сухой ухабистой танковой трассе. Средние скорости движения составили:
- по сухим грунтовым дорогам — 33,3 км/ч (расход топлива при этом — 158 л/100 км или 96,4 л/ч);
- по грязным грунтовым дорогам — 27,5 км/ч (237 л/100 км или 50,5 л/ч);
- по сухой танковой трассе — 15,1 км/ч (230 л/100 км или 34,1 л/ч).

Запас хода по топливу достигал 210 км по грязной грунтовке и сухой танковой трассе и 310 км по сухой грунтовой дороге, что являлось достаточным. Расход масла двигателем находился в норме и составил в пределах 0,5—0,9 л/ч и 2,0—6,0 л на 100 км пути. Марши не оказали влияния на функционирование комплекса. Экипаж на рабочих местах был в состоянии выдержать 300-км форсированный марш. Установка преодолевала подъемы и спуски крутизной до 28°, воронки глубиной 1,4—1,5 м диаметром 4—6 м.

Возникающие при пробегах вибрации и удары не влияли на работу РЛПК и системы стабилизации. 8-часовая непрерывная работа РЛПК не приводила к существенным изменениям параметров. Аппаратура опознавания «Кремний-2М» после настройки работала нормально.

При действиях по низколетящим целям точность РЛС оказалась выше, чем у радиолокатора СОН-9А. За 375 ч наработки РЛС было отмечено 15 характерных неисправностей, что составило 25 ч на отказ. Перед выполнением отдельных пунктов программы отводилось 2—3 ч на профилактические и ремонтные работы по РЛПК. Отказы происходили в основном из-за попадания пыли и скученности электромонтажа в блоках и между ними. В результате недостаточной надежности РЛПК и системы стабилизации линии визирования имелись случаи срыва программы, что приводило к повторным стрельбам. Одновременная работа РЛС и ТОВ была затруднена из-за высокочастотных наводок на экран телевизионного приемника. Аппаратура защиты от радиопомех не испытывалась. Примененный в РЛПК печатный монтаж на отдельных платах значительно сократил время обнаружения и устранения неисправностей.

ZSU372En020.jpg

Второй образец машины на позиции стрельбы в окопе. Государственные испытания, Донгузский полигон (фото из архива автора).

Оглавление