Оглавление

Зарядный агрегат АБ-1-П/30 с генератором мощностью в 1 кВт обеспечивал подзарядку аккумуляторных батарей при длительной стоянке танка без пуска двигателя. Он состоял из карбюраторного двигателя 2СДв с центробежным регулятором частоты вращения, генератора постоянного тока типа ГАБ-1-П/30, зарядного щитка, фильтра ФР-81А, блока защиты БЗ-30 и топливного бачка. Двигатель имел мощность 1,5 кВт (2 л.с.) при частоте вращения вала 3000 мин-1. Зарядный щиток (орган управления электрической частью агрегата), фильтр и блок защиты крепились на стенке стеллажа аккумуляторных батарей. Топливный бачок емкостью 7 л (топливо — смесь бензина А-66 или Б-70 с автолом АКл-10 в соотношении 25:1) размещался на левом борту танка за сиденьем механика-водителя. Расположение бачка выше карбюратора обеспечивало поступление топлива самотеком. Емкость бачка обеспечивала непрерывную работу зарядного агрегата в течение 6 ч.

Пуск карбюраторного двигателя осуществлялся пусковой рукояткой или нажатием кнопки «Пуск» на щитке зарядного агрегата. При этом генератор работал в режиме стартера. Напряжение, вырабатываемое генератором, регулировалось в пределах 24-30 В с помощью реостата возбуждения. Остановка двигателя осуществлялась нажатием на кнопку «Стоп».

Охлаждение зарядного агрегата - воздушное, с помощью специального вентилятора, устанавливавшегося на валу двигателя со стороны генератора. Генератор имел жалюзи (заслонки), открывавшиеся вручную для регулировки потока охлаждающего воздуха. Выпуск отработавших газов осуществлялся через лючок в днище танка.

Время непрерывной работы зарядного агрегата составляло 24 ч, гарантийный срок службы двигателя — 800 ч, генератора — 3000 ч. Генератор включался в цепь зарядки аккумуляторов автоматически — при достижении напряжения, превышавшего напряжение аккумуляторных батарей, с помощью реле обратного тока. Для уменьшения пульсации зарядного тока и уменьшения радиопомех от зарядного агрегата в цепь зарядки был включен фильтр ФР-81А.

Радиостанции Р-112 и Р-113 могли работать совместно, одновременно и независимо на одну общую антенну высотой от 1 до 4 м, при этом функционирование обеих станций на прием происходило без взаимных помех. При работе радиостанции Р-113 на передачу прием на радиостанции Р-112 также был свободен от помех со стороны передатчика Р-113. Но при работе радиостанции Р-112 на передачу прием на радиостанции Р-113 проходил без помех не на всех частотах. Поэтому для обеспечения независимой, одновременной работы радиостанции на общей антенне без взаимных помех требовалось производить выбор согласованных рабочих частот в соответствии с рекомендациями руководства по эксплуатации радиостанции Р-113.

SuT5455700.jpg SuT5455701.jpg SuT5455702.jpg SuT5455704.jpg

Установка радиостанций Р-112 и Р-113 в командирском танке Т-55К.

Установка зарядного агрегата АБ-1-П/30 в танке Т-55К.

Танк Т-55А с усиленной противоатомной (противорадиационной) защитой был создан на базе Т-55 в 1961 г. в ОКБ-174 завода №174 (Омск) под руководством главного конструктора А.А. Морова в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 г. При проектировании он имел обозначение «Объект 607». Параллельно работы по повышению противорадиационной защиты танка («Объект 155А») велись в КБ завода №183 (Нижний Тагил). Ведущим инженером машины являлся Ю.А. Левковский.

SuT5455699.jpg

Танк Т-55А.
Боевая масса — 37,5 т; экипаж — 4 чел., оружие: пушка — 100-мм нарезная, 1 пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 426 кВт (580 л.с.); максимальная скорость — 50 км/ч.

Первый опытный образец танка «Объект 155А», изготовленный заводом №183, прошел сравнительные испытания в период с 20 по 30 августа 1961 г. в районе г. Теджен (ТуркВО). В конце 1961 г. успешно выдержал полигонные испытания опытный образец машины «Объект 607» завода №174, собранный во второй половине того же года. По результатам испытаний оба танка приказом министра обороны СССР №92 от 16 июля 1962 г. были приняты на вооружение Советской Армии под маркой Т-55А («Объект 155А»98). Серийное производство машины на заводе №174 под своим заводским обозначением «Объект 607» началось в 1962 г. и продолжилось во втором послевоенном периоде (по 1978 г.). Кроме того, выпуск Т-55А в небольшом количестве осуществлялся и на заводе им. В.А. Малышева в 1963-1964 гг. Всего до конца 1965 г. изготовили 1437 танков99.

 

SuT5455703.jpg

Размещение противорадиационной защиты и оборудования системы ПАЗ на танке Т-55А.


98 С целью упрощения вопросов эксплуатации и ремонта танка использовали индексацию базовой машины.

99 Без учета машин, предназначавшихся для переоборудования в командирские танки и использованных под установку плавсредств ПСТ-63, выпуск которых дан отдельно (в табл. 4, в графе Т-55А приведено общее количество выпущенных машин. — Прим. авт.). В Харькове изготовили: в 1963 г. - 215 и в 1964 г. - 40 танков Т-55А.

Оглавление