Оглавление

Таблица 4. Производство танков в 1945—1965 гг.*

Марка танка

1945 IX-XII

1946

1947

1948

1949

1950

1951

1952

1953

1954

1955

1956

1957

1958

1959

1960

1961

1962

1963

1964

1965

Всего

ПТ-76

10

85

210

400

500

206

265

180

40

1896

ПТ-76Б

110

105

121

112

204

191

69

912

Т-34-85

3041

2701

5742

Т-44

335

718

200

1253

Т-54

22

593

152

1007

1566

1854

2000

2276

775

10245

Т-54А

1820

1825

1007

4652

Т-54Б

968

820

20

1808

ТО-54

20

10

20

30

30

110

Т-54 (ПСТ)

18

35

20

73

Т-54К

50**

50

100

Т-54БК

100

80

180

Т-55

610

1602

2174

2225

1626

225

8462****

Т-55К

200

100

50

50

50

450

Т-55 (ПСТ)

20

20

40

Т-55А(ПСТ)

20

30

50

ТО-55

10

10

Т-55А

20

465

590

436

1511

Т-55АК

20

4

24

Т-62

25

270

1069

1521

1450

4335

Т-62А

5

5

Т-62К

31

79

50

160

«Объект 432»

1

90

163

254

ИС-3

830

600

1430

ИС-4 (ИС-4М)

52

155

12

25

244

Т-10

10

30

90

70

200

Т-10А(Т-10Б)

30

130***

160

Т-10М

174

150

163

192

160

100

80

60

979

Т-10МК

35

35

10

10

10

100

ПСТплавсредства танков.

* В таблице и далее по тексту приведены данные по выпуску машин, поступивших на вооружение Советской Армии, без учета производства на экспорт и для других министерств (МВД, КГБ). ** С радиостанцией РСБ.
*** Из них 20 машин со стабилизатором ПУОТ «Ураган».

**** Показан выпуск с учетом машин, переоборудованных в командирские, огнеметные и плавающие. Чистый выпуск - 7962. См примечание. Прим.. ВВС

Поправка от издательства -  Была допущена опечатка в таблице 4. Выпуск танков Т-54А в 1957 г. составил 1007 машин; соответственно, общее число выпущенных танков - 4652. (Начально напечатано - 2007 и 5652). Исправлено. прим. ВВС

В период восстановления народного хозяйства, разрушенного во время войны, вновь вступили в строй действующих танковые производства заводов в Ленинграде, Харькове и Сталинграде. Несмотря на усложнение конструкции танков, технология их изготовления в этот период не претерпела существенных изменений по сравнению с технологией периода войны на его завершающем этапе. В первый послевоенный период серийное производство средних танков осуществляли три завода: № 183 (Уралвагонзавод) в Нижнем Тагиле, №174 (завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции) в Омске и №75 (завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) в Харькове. Тяжелые танки выпускали Ленинградский Кировский завод и Челябинский Кировский завод, а легкие танки — Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод. После организации серийного производства легких плавающих танков ПТ-76 на СТЗ (ВгТЗ) разработка новых легких танков была возложена на СКВ этого завода, которое последовательно возглавляли М.М. Романов, С.А. Федоров и И.В. Гавалов.

За первые два послевоенных десятилетия (со второй половины 1945 г. до 1966 г.) в Советском Союзе было произведено свыше 46000 танков различных типов. Такое большое число выпущенных машин было связано с существовавшей в то время у руководства страны концепцией о необходимости увеличения в мирное время обычных средств вооруженной борьбы в связи с возможностью развязывания ядерной войны. В случае нанесения ядерных ударов по промышленным центрам нашей страны и вывода их из строя резко возрастало значение заблаговременно изготовленного оружия, в первую очередь танков, как наиболее приспособленных к ведению боевых действий в этих условиях.

Производство танков в 1945—1965 гг. представлено в таблице 4.

Короткий по времени, но важный с технической точки зрения путь в развитии послевоенного отечественного танкостроения прошли тяжелые танки. Первым серийным послевоенным тяжелым танком, разработка которого началась еще в годы войны на ЧКЗ, был танк ИС-4. Основной целью при создании этой машины являлось обеспечение надежной защиты танка от снарядов современных зарубежных танковых пушек на эффективной дальности стрельбы. Усиление броневой защиты было достигнуто за счет увеличения толщины брони корпуса и башни танка. В конце 1940-х гг. наибольший калибр пушек, состоявших на вооружении американских танков, был равен 90 мм, британских танков — 83,4 мм. В результате ни одна зарубежная танковая пушка калибром до 90 мм включительно не пробивала любым типом снаряда при всех курсовых углах17 обстрела лобовую и бортовую броню танка ИС-4 начиная с дальности 1000 м.

Однако увеличение толщины брони привело к росту боевой массы танка ИС-4 до 60 т, и среди серийных отечественных танков он остается рекордсменом по величине боевой массы. Отсутствие в первые послевоенные годы надежного танкового двигателя мощностью свыше 552 кВт (750 л.с.) не позволило получить удельную мощность танка выше, чем 9,2 кВт/т (12,5 л.с./т). Подвижность тяжелого танка конструкторы пытались повысить за счет использования планетарного механизма поворота типа «ЗК», наиболее экономичного среди других известных типов механизма поворота. Для улучшения проходимости танка была применена семиопорная (применительно к одному борту) схема ходовой части. В целом, несмотря на подавляющее превосходство над зарубежными танками по уровню броневой защиты, в конструкции танка ИС-4 не удалось добиться надежной работы ряда узлов и агрегатов. В 1950 г. по причине несоответствия показателей надежности и подвижности танка возросшим требованиям, предъявляемым к ним, а также из-за большой боевой массы танка его производство было прекращено.


17 Курсовой угол — угол между направлением движения танка и направлением на орудие противника. Его величина может изменяться от 0° при движении танка на орудие до 180° при движении танка от орудия.

Оглавление