Оглавление

Таблица 5

Основные боевые и технические характеристики отечественных и зарубежных тяжелых танков

Характеристики

Марка танка (страна)

Т-10М обр. 1958 г. (СССР)

М103 обр.1956 г. (США)

«Конкэрор» обр.1954 г. (Великобритания)

Боевая масса, т

50

56,9

66

Экипаж, чел.

4

5

4

Основные размеры, мм:

- длина с пушкой вперед

10560

11400

12920

- длина корпуса

7250

6985

7848

- ширина

3380

3750

3990

- высота

2395

2860

3162

Пушка; калибр, мм; тип

122; НП

120; НП

120; НП

Начальная скорость БрС, м/с

950

1050

1000

Боекомплект, выстр.

30

34

35

Стабилизатор, тип

двухплоскостной

одноплоскостной

Пулеметы; кол-во, калибр, мм

2x14,5

1x7,62, 1x12,7 мм

2x7,62

Броневая защита, мм/град18):

- нос корпуса

120/55

127/60

152/60

- лоб башни

201/24

127/50

152/30

Двигатель, тип

дизель

карбюраторный

максимальная мощность, кВт (л.с.)

551 (750)

603 (810)

603 (810)

Максимальная скорость, км/ч

50

34

34

Запас хода, км

350

130

150

Емкость топливных баков (осн.+доп.), л

650+300

1060

1005

Среднее давление на грунт, кПа (кгс/см2)

75,5 (0,77)

85,2 (0,87)

82,3 (0,84)

Глубина преодолеваемого брода, м

1,3 (5 м с ОПВТ)

1,26

1,3

НП нарезная пушка; БрС бронебойный снаряд; ОПВТ оборудование для подводного вождения танка.

В 1946—1948 гг. в конструкторском бюро под руководством Ж.Я. Котина предприняли попытку создать тяжелый танк, в котором были бы реализованы все самые последние достижения науки и техники в области танкостроения не только в нашей стране, но и за рубежом. В опытном танке, получившем марку ИС-7, практически не имелось агрегатов, узлов и систем, заимствованных у ранее выпущенных машин. Все конструкции агрегатов являлись оригинальными, и многие новые технические решения были реализованы в последующих образцах тяжелых танков.

Стремление создать неуязвимый на поле боя танк, используя традиционные конструкторские решения, привело к росту боевой массы машины до 68 т при первоначально заданных 65 т. Опытный танк ИС-7 является самым тяжелым отечественным танком XX века. Большая величина массы послужила причиной прекращения работ над танком ИС-7. В 1949 г. началась разработка нового тяжелого танка массой до 50 т, получившего обозначение ИС-8, а в 1953 г. — марку Т-10.

В конце 1940-х гг. после возвращения из Челябинска в Ленинград части эвакуированных во время войны работников конструкторского бюро Кировского завода в этих городах образовались два самостоятельных конструкторских бюро по разработке тяжелых танков. В Ленинграде имелись значительные конструкторские силы, но существовало небольшое танковое производство, восстановленное после снятия блокады города во время войны. В Челябинске сохранялось отлично налаженное серийное танковое производство и существенно ослабленное после отъезда основного костяка ИТР конструкторское бюро.

Тяжелый танк ИС-8 (Т-10) было решено проектировать совместными усилиями конструкторского бюро Челябинского Кировского завода и создаваемого в Ленинграде Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш). Танк проектировался под технологию крупносерийного производства Челябинского Кировского завода. Главным конструктором КБ Челябинского Кировского завода вместо Н.Л. Духова в 1947 г. был назначен М.Ф. Балжи, один из разработчиков тяжелых танков ИС-3 и ИС-4. Первым директором ВНИИ-100 был назначен Ж.Я. Котин, на которого возлагалось общее руководство проектными работами по танку Т-10. Непосредственным руководителем работ стал известный танковый конструктор А.С. Ермолаев, который во главе бригады ленинградских конструкторов был откомандирован в Челябинск для разработки чертежно-конструкторской документации.

Широкое заимствование отдельных конструктивно и технологически отработанных технических решений вместе с доработанной компоновкой танка ИС-3 позволили сократить сроки создания танка ИС-8 (Т-10). Танк стал серийно производиться на Челябинском Кировском заводе с 1953 г., а его модернизированный вариант — танк Т-10М — с 1958 г. В 1958 г. выпуск Т-10М был также организован на Ленинградском Кировском заводе.

За рубежом в послевоенные годы тяжелые танки собственной разработки находились на вооружении только в армиях США (М103, 1956 г.) и Великобритании («Конкэрор», 1954 г.). Оба танка уступали танку Т-10М по основным боевым свойствам. Зарубежные танки были тяжелее и выше отечественного танка, имели вдвое меньший запас хода по топливу, низкую максимальную скорость и оснащались карбюраторными двигателями. Эти танки не имели системы ПАЗ и не были приспособлены для движения под водой. В отличие от танка Т-10М с двухплоскостным стабилизатором оружия на британском танке устанавливался стабилизатор оружия только в вертикальной плоскости, а на американском танке он вообще отсутствовал. Советский танк несколько уступал этим машинам по броневой защите носовой части корпуса, но превосходил их по подвижности. В целом, танк Т-10М удовлетворял основным тактико-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжелым отечественным танкам того периода.

Дальнейшая работа отечественных конструкторских бюро по совершенствованию тяжелых танков с артиллерийским вооружением привела к созданию нового поколения машин этого класса. В Ленинграде были изготовлены опытные танки «Объект 277» (ЛКЗ) и «Объект 279» (ВНИИ-100), в Челябинске — «Объект 770» (ЧКЗ).

На этих танках устанавливалась стабилизированная в двух плоскостях 130-мм нарезная пушка с механизмом заряжания и устройством продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Впервые в отечественном танкостроении для тяжелых танков были созданы оригинальные конструкции механизма поворота башни с аксиально-плунжерной гидрообъемной передачей19, гидромеханических трансмиссий, пневматической и гидравлической подвесок, штурвала механика-водителя, а также выполнено объединение двигателя и трансмиссии в силовой блок. По основным боевым и техническим характеристикам опытные танки намного превосходили серийный танк Т-10М, а за рубежом танков с подобными характеристиками в то время вообще не было. Советские тяжелые танки, созданные в первом послевоенном периоде, не экспортировались.


18 В американской и британской технической литературе установлено правило определения углов наклона брони корпуса танка относительно вертикали. В Европе существует практика определения углов наклона брони относительно горизонтали.

19 Гидрообъемная передача — гидравлическая передача, в которой мощность от ведущего вала к ведомому передается за счет большого давления 29,4—34,3 МПа (300—350 кгс/см2) жидкости (гидростатического напора) при относительно малых скоростях (12—20 м/с) ее движения. Состоит из гидронасоса, гидромотора и распределителя. В гидромеханических трансмиссиях применяются гидрообъемные передачи аксиально-поршневого, радиально-поршневого или смешанного типа. Наибольшее распространение получили гидрообъемные передачи аксиально-поршневого типа.

Оглавление