Оглавление

SuT5455199.jpg

Танки Т-55 на параде в Харькове.

SuT5455200.jpg

Танк Т-55 на параде в Харькове.

Работы по модернизации Т-54 позволили создать солидный задел различных конструктивных решений для внедрения в серийное производство. По предложению главного конструктора Л.Н. Карцева, при поддержке директора завода №183 И.В. Окунева и начальника Управления производства и заказов ГБТУ генерал-майора A.M. Сыча летом 1957 г. в инициативном порядке в честь 40-й годовщины Октября на базе Т-54Б, параллельно с организацией его серийного производства, в КБ завода выполнили технический проект танка, получившего заводское обозначение «Объект 155».

В техническом проекте этой машины нашли воплощение все введенные ранее в серийное производство конструктивные изменения и ряд других предложений, опробованных заводом №183 в опытных образцах. Без увеличения боевой массы танка конструкторам удалось в прежнем забронированном объеме дополнительно разместить девять артиллерийских выстрелов и на 150 л увеличить емкость внутренних топливных баков, а также установить усовершенствованный дизель большей мощности со встроенной системой ТДА. Это стало возможным благодаря применению баков-стеллажей, совмещавших топливный бак со снарядной боеукладкой, отмене зенитного пулемета ДШКМ и некоторому уменьшению толщины второстепенных броневых деталей корпуса. В трансмиссии использовали планетарные бортовые редукторы. В короткие сроки в 1957 г. выпустили всю техническую документацию и изготовили два опытных образца танка «Объект 155», которые в течение зимы 1957 г. — весны 1958 г. прошли государственные испытания. После устранения выявленных недостатков этот танк под маркой Т-55 постановлением Совета Министров СССР №493-230 от 8 мая 1958 г. был принят на вооружение Советской Армии.

Следует отметить, что, ввиду наличия технологического задела башен для Т-54Б, на опытных образцах танка «Объект 155» и первой партии серийных Т-55 использовались башни Т-54Б, отличавшиеся отсутствием крепления для турели зенитного пулемета и возможности вращения ее опоры за счет сварки основания и подвижного погона люка заряжающего.

В танке Т-55 гармонично сочетались характеристики огневой мощи, защищенности и подвижности. Он обладал высокой надежностью и простотой в обслуживании и ремонте. Одним из важных конструктивных изменений стало введение компрессора в состав воздушной системы, обеспечивавшей пуск двигателя, и усовершенствованного ОПВТ-155 (ввиду изменения марки танка и ряда конструктивных отличий). Двухцилиндровый воздушный авиационный компрессор АК-150С устанавливался на коробке передач и при работающем двигателе обеспечивал постоянную подзарядку двух пятилитровых воздушных баллонов до давления 15 МПа (150 кгс/см2). Конструкцию компрессора заимствовали из авиации без каких-либо принципиальных изменений и, следовательно, без учета особенностей его работы в танке. Первоначально это приводило к частым выходам компрессора из строя. Только после большой и кропотливой работы удалось обеспечить безотказность его действия в течение длительного времени. В части повышения огневой мощи танка Т-55 в 1960 г. в КБ завода № 183 предприняли попытку установки в его башне противотанковой 100-мм гладкоствольной пушки Т-12 (2А19) «Рапира». Однако длина унитарного выстрела этой пушки превышала допустимые размеры для работы с ним в боевом отделении танка, и от ее использования отказались. Работы по монтажу в танке Т-55 более мощной 100-мм танковой пушки Д-54ТС привели к созданию нового среднего танка «Объект 165» (Т-62А), а затем и «Объект 166» (Т-62).

Для обеспечения скрытности боевых действий танков в ночных условиях в 1961 г. на двух Т-55 был установлен перископический комбинированный прицел ТПНБ-1-22. Он прошел заводские испытания, которые показали недостаточную дальность видения (300 м вместо 800 м). По результатам испытаний в КБ Загорского оптико-механического завода произвели доработку прицела, установив более чувствительный электронно-оптический преобразователь производства завода №632. В мае-июне 1962 г. два доработанных прицела ТПНБ-1-22 прошли повторные заводские испытания в Т-55, которые они вновь не выдержали из-за недостаточной дальности и четкости видимости при наблюдении в ночную ветвь (дальность видения ночной ветви удалось поднять только до 600 м вместо 800 м). Кроме того, при стрельбе из пушки вышел из строя электронно-оптический преобразователь. Прицел вновь отправили на доработку.

Для поражения танков вероятного противника на дальностях до 3000 м из танка Т-55 была проведена НИОКР по использованию на нем в качестве дополнительного оружия ПТРК 9К11 «Малютка» конструкции СКБ-4 с установкой трех управляемых ракет 9М14 в кормовой части башни. Работы по установке управляемого оружия в 1961—1963 гг. выполнило КБ завода №174 в Омске. Опытный образец танка, получивший наименование «Объект 614В», в октябре—декабре 1964 г. прошел испытания на НИИБТ полигоне.

Одновременно с ПТРК «Малютка» на танке Т-55 прошли испытания ПТРК «Овод» с управляемой ракетой 9М12 конструкции ЦКБ-14.

SuT5455201.jpg SuT5455202.jpg SuT5455203.jpg
Установка комбинированного прицела ТПНБ-1-22 в башне танка Т-55

Вид слева на установку бронировки дневной головки и бронировки комбинированной головки прицела ТПНБ-1-22.

Оглавление