Оглавление

Увеличение наружного диаметра опоры новой башни исключало установку курсовых пулеметов на надгусеничных полках. В результате было принято решение о возвращении установки курсового пулемета за лобовым листом справа от механика-водителя (как на Т-44). Кроме того, ввиду увеличения диаметра башни, а также понижения оси цапф пушки для возможности установки новой башни некоторым изменениям подвергся и корпус машины с одновременным введением лобовых листов толщиной 100 мм (вместо 120 мм). Помимо этого, переработали систему ППО, а для надежной работы торсионных валов подвески изменили технологию их изготовления.

В начале 1949 г. с целью снижения среднего давления на грунт и повышения проходимости машины по грунтам со слабой несущей способностью для танка Т-54 была разработана и изготовлена гусеница с уширенными до 580 мм траками. В феврале того же года танк Т-54 с уширенными гусеницами совместно с танками Т-34-85 и Т-54 с серийными гусеницами прошел испытания на НИИБТ полигоне.

В процессе контрольных испытаний 13 танков Т-54 с уширенными, более тяжелыми гусеницами были дополнительно выявлены дефекты в трансмиссии и ходовой части. Однако прочность траков и пальцев новой гусеницы оказалась значительно выше, чем у серийной гусеницы шириной 500 мм. После доработки конструкции трака и проведения повторных испытаний в районе Нижнего Тагила, а также в Белоруссии уширенные гусеницы внедрили в серийное производство. Использование этих гусениц несколько увеличило боевую массу танка (на 234 кг), но позволило уменьшить среднее давление на грунт до 79,5 кПа (0,81 кгс/см2).

Одновременно, в мае 1949 г., в КБ завода №183 спроектировали вариант облегченного танка Т-54, который наряду с основным серийным образцом мог бы использоваться в качестве боевой машины специального назначения и имел повышенные характеристики проходимости, маневренности и скорости движения. Для снижения среднего давления на грунт на танке предполагалось установить уширенные гусеницы (580 мм).

Вариант облегченного танка Т-54 мог производиться на заводе №183 параллельно с основной машиной, поскольку в его конструкции использовались все ее основные узлы и агрегаты, за исключением броневого корпуса и башни, которые имели пониженный уровень броневой защиты, но сохраняли геометрические формы серийного образца. Некоторым конструктивным изменениям (в связи с уменьшением боевой массы танка) подвергались отдельные узлы ходовой части и бортовые редукторы.

SuT5455044.jpg SuT5455045.jpg SuT5455046.jpg
Звено серийной гусеницы танка Т-54 обр. 1947/48 г. (слева) и уширенной гусеницы. 1949 г.

Испытания танка Т-54 обр. 1947/48 г. с уширенной гусеницей. Февраль 1949 г.

 

SuT5455047.jpg SuT5455050.jpg

Общий вид облегченного танка Т-54. Проект 1949 г.


SuT5455051.jpgSuT5455048.jpg

Схема броневой защиты корпуса облегченного танка Т-54. Проект 1949 г.

Броневая характеристика измененных листов корпуса

№ п/п

Наименование листов

Т-54 (серийная)

Облегченный вариант

Примечание

Угол к вертикали

Толщина в мм

Скорость П.Т.П. м/сек

Дистанция в метрах

Угол к вертикали

Толщина в мм

Скорость П.Т.П. м/сек

Дистанция в метрах

1

Носовой лист верхний

60°

120

1160

0

60°

80

935

640

Для пушки калибра 88 мм /1000 м/сек

2

Носовой лист нижний

55°

120

1060

0

55°

80

815

2000

Для пушки калибра 88 мм /1000 м/сек

3

Борт

0°

80

-

-

0°

60

-

-

4

Кормовой лист верхний

~ 60°

45

-

~60°

20

5

Кормовой лист нижний

71°30'

30

-

71°30

15

-

-

6

Лист крыши передний

90°

30

-

90°

20

-

7

Лист крыши задний

90°

20

-

90°

15

Текст таблицы со схемы бронирования


SuT5455049.jpg

Подвеска облегченного (слева) и серийного танка Т-54. 1949 г.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 15, 20, 60 и 80 мм. Башня, выполненная без переднего замана, имела толщину лобовой брони 180 мм (вместо 200 мм у серийного танка Т-54), бортов - 120 мм (вместо 160 мм), крыши - 20 мм (вместо 30 мм), кормовой части - 60 мм (вместо 65 мм).

Снижение уровня броневой защиты, а также использование в ходовой части машины облегченных опорных катков диаметром 790 мм (вместо 810 мм) со штампованными дисками и вварными ступицами, торсионных валов меньшего диаметра (48 мм вместо 52 мм) позволило уменьшить боевую массу танка до 31 т.

В результате был спроектирован высокоманевренный танк с мощной 100-мм танковой пушкой Д-10Т. Удельная мощность машины возросла с 10,4 до 12,4 кВт/т (с 14,2 до 16,8 л.с./т), а расчетная максимальная скорость - до 58,7 км/ч. По мнению конструкторов завода №183, использование этой машины с повышенными характеристиками маневренности и проходимости позволило бы танковым соединениям решать тактические задачи, которые обычными серийными танками Т-54 выполнять было нецелесообразно.

Оглавление