Увеличение наружного диаметра опоры новой башни исключало установку курсовых пулеметов на надгусеничных полках. В результате было принято решение о возвращении установки курсового пулемета за лобовым листом справа от механика-водителя (как на Т-44). Кроме того, ввиду увеличения диаметра башни, а также понижения оси цапф пушки для возможности установки новой башни некоторым изменениям подвергся и корпус машины с одновременным введением лобовых листов толщиной 100 мм (вместо 120 мм). Помимо этого, переработали систему ППО, а для надежной работы торсионных валов подвески изменили технологию их изготовления.
В начале 1949 г. с целью снижения среднего давления на грунт и повышения проходимости машины по грунтам со слабой несущей способностью для танка Т-54 была разработана и изготовлена гусеница с уширенными до 580 мм траками. В феврале того же года танк Т-54 с уширенными гусеницами совместно с танками Т-34-85 и Т-54 с серийными гусеницами прошел испытания на НИИБТ полигоне.
В процессе контрольных испытаний 13 танков Т-54 с уширенными, более тяжелыми гусеницами были дополнительно выявлены дефекты в трансмиссии и ходовой части. Однако прочность траков и пальцев новой гусеницы оказалась значительно выше, чем у серийной гусеницы шириной 500 мм. После доработки конструкции трака и проведения повторных испытаний в районе Нижнего Тагила, а также в Белоруссии уширенные гусеницы внедрили в серийное производство. Использование этих гусениц несколько увеличило боевую массу танка (на 234 кг), но позволило уменьшить среднее давление на грунт до 79,5 кПа (0,81 кгс/см2).
Одновременно, в мае 1949 г., в КБ завода №183 спроектировали вариант облегченного танка Т-54, который наряду с основным серийным образцом мог бы использоваться в качестве боевой машины специального назначения и имел повышенные характеристики проходимости, маневренности и скорости движения. Для снижения среднего давления на грунт на танке предполагалось установить уширенные гусеницы (580 мм).
Вариант облегченного танка Т-54 мог производиться на заводе №183 параллельно с основной машиной, поскольку в его конструкции использовались все ее основные узлы и агрегаты, за исключением броневого корпуса и башни, которые имели пониженный уровень броневой защиты, но сохраняли геометрические формы серийного образца. Некоторым конструктивным изменениям (в связи с уменьшением боевой массы танка) подвергались отдельные узлы ходовой части и бортовые редукторы.
Звено серийной гусеницы танка Т-54 обр. 1947/48 г. (слева) и уширенной гусеницы. 1949 г. | Испытания танка Т-54 обр. 1947/48 г. с уширенной гусеницей. Февраль 1949 г. |
Общий вид облегченного танка Т-54. Проект 1949 г.
Схема броневой защиты корпуса облегченного танка Т-54. Проект 1949 г.
Броневая характеристика измененных листов корпуса
№ п/п |
Наименование листов |
Т-54 (серийная) |
Облегченный вариант |
Примечание |
||||||
Угол к вертикали |
Толщина в мм |
Скорость П.Т.П. м/сек |
Дистанция в метрах |
Угол к вертикали |
Толщина в мм |
Скорость П.Т.П. м/сек |
Дистанция в метрах |
|||
1 |
Носовой лист верхний |
60° |
120 |
1160 |
0 |
60° |
80 |
935 |
640 |
Для пушки калибра 88 мм /1000 м/сек |
2 |
Носовой лист нижний |
55° |
120 |
1060 |
0 |
55° |
80 |
815 |
2000 |
Для пушки калибра 88 мм /1000 м/сек |
3 |
Борт |
0° |
80 |
- |
- |
0° |
60 |
- |
- |
|
4 |
Кормовой лист верхний |
~ 60° |
45 |
— |
- |
~60° |
20 |
— |
— |
|
5 |
Кормовой лист нижний |
71°30' |
30 |
- |
— |
71°30 |
15 |
- |
- |
|
6 |
Лист крыши передний |
90° |
30 |
- |
— |
90° |
20 |
- |
— |
|
7 |
Лист крыши задний |
90° |
20 |
— |
- |
90° |
15 |
— |
— |
Текст таблицы со схемы бронирования
Подвеска облегченного (слева) и серийного танка Т-54. 1949 г.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 15, 20, 60 и 80 мм. Башня, выполненная без переднего замана, имела толщину лобовой брони 180 мм (вместо 200 мм у серийного танка Т-54), бортов - 120 мм (вместо 160 мм), крыши - 20 мм (вместо 30 мм), кормовой части - 60 мм (вместо 65 мм).
Снижение уровня броневой защиты, а также использование в ходовой части машины облегченных опорных катков диаметром 790 мм (вместо 810 мм) со штампованными дисками и вварными ступицами, торсионных валов меньшего диаметра (48 мм вместо 52 мм) позволило уменьшить боевую массу танка до 31 т.
В результате был спроектирован высокоманевренный танк с мощной 100-мм танковой пушкой Д-10Т. Удельная мощность машины возросла с 10,4 до 12,4 кВт/т (с 14,2 до 16,8 л.с./т), а расчетная максимальная скорость - до 58,7 км/ч. По мнению конструкторов завода №183, использование этой машины с повышенными характеристиками маневренности и проходимости позволило бы танковым соединениям решать тактические задачи, которые обычными серийными танками Т-54 выполнять было нецелесообразно.