Оглавление

В связи с возрастающим потоком рекламаций из войск Постановлением Совета Министров №313-109 «О производстве танков Т-54» от 26 января 1949 г. (п. 1) серийный выпуск Т-54 на заводах промышленности был прекращен до отработки новой уширенной гусеницы, понижавшей среднее давление на грунт до 82,4 кПа (0,84 кгс/см2) и повышавшей проходимость машины по заболоченным грунтам до проходимости танка Т-34-85, а также до устранения выявленных конструктивных и производственных недостатков.

К 1 мая 1949 г. Министерство Вооруженных Сил совместно с Министерством транспортного машиностроения обязывались провести испытания танков Т-54 с новой уширенной гусеницей, обратив особое внимание при испытаниях на строгую проверку проходимости танков Т-54 в условиях весенней распутицы, в различных условиях войсковой эксплуатации (по труднопроходимой и заболоченной местности и по снежному покрову). Помимо этого, в связи с создавшимся неблагоприятным положением при принятии на вооружение нового среднего танка Т-54, оказавшегося конструктивно и технологически недоработанным, Советом Министров СССР был пересмотрен порядок принятия на вооружение образцов бронетанковой техники.

В том же постановлении Совета Министров СССР №313-109 (п. 16) устанавливался новый порядок принятия на вооружение бронетанковой техники. В соответствии с этим порядком, по результатам проведения заводских и государственных испытаний образцов бронетанковой техники по программе, утвержденной министром Вооруженных Сил совместно с министром соответствующего министерства-изготовителя, принималось решение Совета Министров СССР о возможности изготовления установочной партии и ее размер для отработки технологии и проведения войсковых испытаний. Комиссия для проведения войсковых испытаний назначалась министром Вооруженных Сил. По результатам войсковых испытаний Совет Министров СССР по представлению Министерства Вооруженных Сил и министерства-изготовителя принимал решение о принятии на вооружение и о запуске в серийное производство образцов бронетанковой техники. Кроме того, министр Вооруженных Сил (Н.А. Булганин) к 15 февраля 1949 г. обязывался представить в Совет Министров СССР на утверждение проект нового положения о военной приемке и о правах и обязанностях военных представителей на заводах бронетанковой промышленности и совместно с Министерством транспортного машиностроения - положение о порядке испытаний серийной техники.

В феврале 1949 г. в Министерстве транспортного машиностроения состоялось совещание, посвященное качеству изготовления танка Т-54. В своем выступлении на этом совещании главный конструктор завода №183 А.А. Морозов взял вину на себя и был вынужден признать: «В моей личной практике подобное событие, к сожалению, повторяется не раз. Правда, не в таком масштабе, который переживает сейчас 54-я машина, когда правительством остановлена приемка на довольно значительный период. Это приходится переживать впервые. Я был на совещании в Министерстве Вооруженных Сил и все это перенес очень тяжело, потому что я являюсь в этом вопросе основным виновником».

План выпуска Т-54 в первом полугодии был сокращен, заводам разрешалось производить только те детали машины, которые не подвергались изменениям. Заводу им. Ильича в Жданове разрешалось поставлять башни массой, не превышавшей установленную (4700 кг), а Министерству металлургической промышленности - броневой лист для корпусов танков не выше номинала и в минусовых допусках. В таком исполнении в течение 1949 г. изготовили 96 танков Т-54 (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №2620-1039 от 18 июня 1949 г. эти машины были переданы Министерству Вооруженных Сил для учебных целей. - Прим. авт.). Всего в 1947-1949 гг. на заводах № 183, №75 и № 174 собрали 713 танков Т-54 обр. 1947/1948 г. (так называемой первой модификации).

Усилия всех конструкторских бюро и главным образом завода №183 в Нижнем Тагиле в начале 1949 г. были направлены на совершенствование конструкции танка, его узлов и агрегатов, а также на снижение его боевой массы.

Снижение общей боевой массы машины было возможно только за счет ее броневой защиты. Основную лепту в увеличение боевой массы танка Т-54 вносила его башня, масса которой колебалась в широких пределах. Особенно этим недостатком страдала продукция челябинского завода №200. При организации производства новой башни для того, чтобы обеспечить ее правильную заливку, металлурги завода сделали ряд отступлений по отдельным сечениям башни, в результате чего толщина брони в этих сечениях достигла 130 мм вместо положенных 100 мм. Однако по своей броневой защите башня уступала по бронестойкости корпусу, и снижение ее массы за счет уменьшения толщины брони сочли нецелесообразным. Уменьшить общую массу танка можно было за счет некоторого утоньшения броневых листов его корпуса. По результатам оценки снарядостойкости броневой защиты танка было принято решение об изменении формы башни (без замана) с сокращением ее размеров, а также об уменьшении толщины лобовых броневых листов корпуса со 120 до 100 мм.

Разработку новой башни для танка Т-54 предполагалось осуществить еще в декабре 1947 г., однако ее проект был выполнен только в 1948 г. В январе 1949 г. чертежи новой «облегченной» башни передали на завод №200 для изготовления опытных образцов. Новая башня должна была обеспечить во всех сечениях снарядостойкость не ниже фактической снарядостойкости серийных башен танка Т-54 выпуска 1947-1948 гг.

Описание новой башни за подписью руководителя группы башни А.А. Малоштанова утвердил заместитель главного конструктора завода №183 Я.И. Баран. В новой конструкции были устранены обратные подвороты (заманы) по всей лобовой и передней части до середины бортовой проекции и уменьшены по высоте в остальной части (в кормовой части заман сохранили для обеспечения открывания люка механика-водителя). Корпусу башни придали строгие геометрические формы, очерченные в любом сечении радиусом, равным 750 мм. Ширину амбразуры под установку пушки изменили с 1000 до 400 мм, перенеся окна для спаренного пулемета и телескопического прицела с броневой маски пушки непосредственно в корпус башни. Уменьшение габаритов броневой маски пушки позволило сэкономить на ее массе 285 кг, а общую массу башни уменьшить с 4725 до 4275 кг.

Принятая конструкция лобовой части башни и бронировки амбразуры повысила их защищенность, однако усложнила замену пушки в войсковых условиях. Монтаж и демонтаж пушки осуществлялся изнутри башни при поднятой кормовой части.

На башне устанавливались новая командирская башенка с шестью смотровыми приборами (один МК-4 и пять смотровых призм), обеспечивавшая командиру танка круговой обзор, и зенитный пулемет ДШК на турели, монтировавшейся на вращающемся погоне основания люка заряжающего.

SuT5455043.jpg

Башня танка Т-54 обр.1949 г.

Оглавление