Оглавление

В танках установочной партии, помимо внесенных изменений в конструкцию отдельных узлов и агрегатов, для обеспечения звукомаскировки при движении на плаву использовалось устройство для глушения шума при выпуске отработавших газов - за счет заполнения эжектора системы охлаждения двигателя забортной водой из водопроточных труб водометов через специальные отводные трубы с клапанами. После выхода танка из воды производился слив воды из короба эжектора. Вследствие низкой эффективности установку устройства для глушения шума отменили в 1952 г.

В конструкции гусеничного движителя применялась фиксация пальцев трака от осевого смещения с помощью стопорных и дистанционных колец, которая также не получила дальнейшего развития.

SuRuPzWg1291.jpg

Танк К-90.

Боевая масса -  10 т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка - 76,2 мм нарезная, 1 пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 103 кВт (140 л.с.); максимальная скорость: по шоссе - 34,3 км/ч, на плаву - 9,6 км/ч.

Танк К-90 был разработан в начале 1950 г. в Москве Особым конструкторским бюро инженерного комитета Сухопутных войск под руководством А.Ф. Кравцева. При создании машины широко использовались агрегаты гусеничного артиллерийского тягача М-2 и автомобиля ЯАЗ-200. Два опытных образца машины были изготовлены ВРЗ №2 ГБТУ, один из которые в июле 1950 г. прошел сравнительные полигонные испытания с танком «Объект 740». По своим водоходным качествам, надежности работы агрегатов трансмиссии и защищенности водоходного движителя танк К-90 уступал последнему и поэтому к принятию на вооружение рекомендован не был.

Машина имела оригинальную схему компоновки с передним расположением силовой установки, последовательным размещением агрегатов трансмиссии вдоль продольной оси корпуса и смещенным к корме боевым отделением. Поэтому ствол пушки при ее положении вперед не выходил за пределы корпуса. В состав экипажа танка входили три человека: командир (он же наводчик), механик-водитель и заряжающий.

SuRuPzWg1292.jpg

Компоновка танка К-90.

В носовой части корпуса слева размещалось отделение управления, справа - двигатель с обеспечивавшими его работу системами. В боевом отделении слева от пушки располагался командир танка, справа от нее - заряжающий. Для удобства работы членов экипажа, размещавшихся в башне, пол боевого отделения крепился через штанги к погону башни и вращался вместе с ней. Сиденья командира и заряжающего на специальных стойках монтировались на вращающемся полу. Механик-водитель вел наблюдение через два смотровых призматических прибора, располагавшихся в передней части крыши перед его входным люком, наводчик - через смотровой прибор МК-4, установленный в крыше башни, а командир машины - через смотровые блоки, располагавшиеся по периметру командирской башенки.

В башне танка устанавливалась 76,2-мм нарезная пушка ЛБ-76Т и спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГ-43 (справа в отдельной амбразуре башни). При стрельбе из спаренной установки использовался укороченный телескопический шарнирный прицел ТШК-9 (слева в отдельной амбразуре башни). Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в пределах от -4 до +25°. Заряжание пушки производилось вручную, при этом ее боевая скорострельность достигала 6-7 выстр./мин.

Боекомплект танка составлял 40 выстрелов к пушке и 1000 патронов к спаренному пулемету. Боеукладки с горизонтальным размещением артиллерийских выстрелов располагались у рабочего места заряжающего по периметру вращающегося пола боевого отделения.

Броневая защита танка была противопульной, изготовленной из броневых катаных листов толщиной 4, 6, 8, 10, 12 и 15 мм. Максимальная толщина брони лобовой части корпуса и башни составляла 15 мм. Корпус имел обтекаемую форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление при движении на плаву. На крыше корпуса в передней части слева находился люк механика-водителя, закрывавшийся поворотной броневой крышкой, в средней части - люк над двигателем с броневыми колпаками над отверстиями для входа охлаждающего воздуха, справа - люк с броневыми жалюзи для выброса отработавшего охлаждающего воздуха вентилятором системы охлаждения. В верхней части правого борта корпуса (перед башней) имелся лючок с откидной крышкой для удаления водооткачивающим насосом воды, попавшей в корпус машины при преодолении водной преграды. В нижней наклонной части правого борта находилось отверстие для слива топлива. В носовой части корпуса приваривались проушины для крепления съемного трехсекционного волноотражательного щитка. В днище корпуса имелись вырезы под ниши гребных винтов и отверстия (у правого борта) для выпуска отработавших газов двигателя.

SuRuPzWg1294.jpg  SuRuPzWg1293.jpg

Танк К-90.

Оглавление