Оглавление

SuRuPzWg0836.jpg

Система воздухопуска двигателя танка Т-55.

В начале 1950-х гг. для снижения шума выхлопа танковых двигателей был разработан ряд вариантов глушителей, которые прошли испытания на танке Т-34-85. Полученные в процессе кратких испытаний результаты позволили рекомендовать один из вариантов, получивший наименование «рыбий хвост», для последующих исследований с целью приспособления данной конструкции к существовавшим системам выпуска отечественных танков. Однако дальнейшие работы по глушителям прекратились в связи с существенным изменением компоновки МТО первых послевоенных танков (по сравнению с Т-34-85) и отсутствием в них свободных объемов под установку глушителей. Тем не менее устройство для глушения шума первоначально было применено в легком плавающем танке ПТ-76, который предназначался для оснащения разведывательных подразделений. Это устройство предполагалось использовать при преодолении им водных преград. Снижение уровня шума достигалось за счет заполнения короба эжектора забортной водой. После испытаний и эксплуатации установочной партии танков в войсках от данного устройства в серийных машинах (начиная с 1952 г.) отказались.

SuRuPzWg0837.jpg SuRuPzWg0838.jpg
Опытный глушитель «рыбий хвост» танка Т-34-85. Устройство для глушения шума танка ПТ-76.

По своим основным характеристикам системы силовых установок отечественных танков не уступали, а по некоторым даже превосходили аналогичные системы зарубежных машин. Это относилось как к танкам М41, М46, М47, М48, М103, «Центурион», «Конкэрор», АМХ-13 и их различным модификациям (составлявших до середины 1960-х гг. основу танкового парка блока НАТО), так и к более поздним машинам - М60, М60А1, «Чифтен», «Леопард-1», Strv-103А и др. По своим удельным объемам и массе отечественные системы охлаждения и воздухоочистки характеризовались лучшими показателями.

В силовых установках зарубежных танков применялись только вентиляторные системы охлаждения с осевыми и центробежными вентиляторами, потреблявшими при максимальной частоте вращения до 12-15% мощности двигателя.

Первоначально практически на всех зарубежных танках использовались воздухоочистители инерционно-масляного типа с кассетами, которые имели высокую эффективность (коэффициент пропуска пыли составлял 0,1%) и такие же или даже несколько меньшие удельные объемы (по отношению к расходу воздуха). Вместе с тем, их эксплуатационные показатели находились на низком уровне и, в частности, уступали отечественным воздухоочистителям по сроку работы без обслуживания в 5-10 раз. Так, например, воздухоочиститель танка М46 при запыленности воздуха, на входе равной 2,5 г/м3, проработал до сопротивления 11,8 кПа всего 2,5 ч.

Поэтому с середины 1950-х - начала 1960-х гг. за рубежом наметился переход к комбинированным конструкциям воздухоочистителей с первой ступенью в виде инерционного (циклонного) аппарата. Большое внимание уделялось созданию одноступенчатых воздухоочистителей сухого или полусухого типа, которые имели значительно большую продолжительность работы без обслуживания (а некоторые — и меньшие габариты), чем масляные. Разработанный в 1955 г. одноступенчатый циклонный воздухоочиститель с постоянным сопротивлением, не требовавший обслуживания, имел наименьший удельный объем по сравнению с другими типами воздухоочистителей. Однако его коэффициент пропуска пыли (порядка 1%) в несколько раз превышал аналогичный параметр масляных воздухоочистителей (и в 10-20 раз больше, чем у отечественных воздухоочистителей типа ВТИ).

Одновременно были развернуты работы по созданию воздухоочистителей с предварительным отделением пыли и ее удалением из первой ступени и окончательной очисткой в фетровом элементе второй ступени, которые в основном и сменили предыдущий тип воздухоочистителей. В первой ступени воздухоочистителей использовались обратные циклоны с осевым или тангенциальным входом, а во второй ступени — фильтрующие элементы из фетра, ткани или бумаги. Удаление пыли после первой ступени очистки производилось вентилятором с электромоторным приводом.

Для увеличения продолжительности работы воздухоочистителей без обслуживания воздух в условиях повышенной запыленности забирался через боевое отделение (в нормальных условиях — из МТО). Максимально допустимое сопротивление, создаваемое системами воздухоочистки, не превышало 7,0 кПа, что привело к существенному увеличению удельного объема воздухоочистителей. Так, например, воздухоочистители танка М60А1 были вынесены за пределы МТО и устанавливались на надгусеничных полках.

В большинстве силовых установок зарубежных танков («Леопард-1», «Чифтен» и др.) системы охлаждения и смазки, включая радиаторы и баки, были конструктивно объединены с двигателем и трансмиссией в единый силовой блок, что, соответственно, сокращало число соединений. В трубопроводах топливной системы использовались быстроразъемные соединения с обратными клапанами, обеспечивавшими замену силового блока без слива топлива. Агрегаты силовых установок были герметизированы и могли работать в условиях затопления МТО при преодолении танками водных преград по дну (М60А1, «Леопард-1»).

Весь возимый запас топлива, как правило, размещался в топливных баках, устанавливавшихся в МТО танков, за исключением танков АМХ-30, Pz68 и Strv-103А, в которых часть топливных баков располагалась и в обитаемых отделениях.

Оглавление