Оглавление

SuRuPzWg0839.jpg SuRuPzWg0840.jpg SuRuPzWg0841.jpg
Схема силовой установки американского танка М60А1. Схема силовой установки английского танка «Чифтен Мк5» Схема силовой установки западногерманского танка «Леопард-1».
SuRuPzWg0842.jpg SuRuPzWg0843.jpg
Схема силовой установки французского танка АМХ-30. Схема силовой установки шведского танка Strv-103А.

Пуск двигателей производился только с помощью электростартеров большой мощности. Большинство двигателей при температуре окружающего воздуха до -18°С пускалось без предварительного подогрева с использованием средств, облегчавших пуск: свечей накаливания в предкамерах двигателя («Леопард-1»), электрофакельного подогрева впускного воздуха (М60А1); пусковых жидкостей («Чифтен»), обогрева аккумуляторных батарей («Леопард-1»), гидростартера с приводом от вспомогательного двигателя («Чифтен»). Для снижения затрат мощности при низких температурах окружающего воздуха и частичных режимах работы использовался регулируемый привод вентиляторов с термостатическим управлением (в зависимости от температуры охлаждающей жидкости). Кроме того, в системах охлаждения зарубежных танков применялись ременные («Чифтен») и гидрообъемные (Strv-103A) приводы вентиляторов. Вентилятор танка АМХ-30 включался с помощью электромагнитной муфты, имевшей дистанционное управление.

При более низкой температуре окружающего воздуха производился предпусковой подогрев двигателей с помощью подогревателей-отопителей и систем охлаждения вспомогательных двигателей мощностью 15-22 кВт (20-30 л.с). Вспомогательные двигатели монтировались на танках М48, «Центурион», «Чифтен» и предназначались также для их электроснабжения на стоянке и подзарядки аккумуляторных батарей. Однако эффективность такого подогрева была невелика. Кроме того, вспомогательные двигатели, устанавливавшиеся в танках Pz68 и Strv-103А, обеспечивали им возможность движения с ограниченной скоростью при выходе из строя основного двигателя. На танке Strv-103А вспомогательный двигатель (ГТД) обеспечивал надежный пуск основного дизеля при температуре окружающего воздух до -40°С.

По своим характеристикам системы подогрева зарубежных танков уступали аналогичным отечественным системам. Так, подогреватель-отопитепь танка «Леопард-1» имел максимальную суммарную тепловую мощность около 35 кВт. Такого же типа подогреватель с автоматическим управлением использовался в танке АМХ-30. В американских танках М48 и М60А1 использовались подогреватели газовоздушного типа, имевшие тепловую мощность до 25 кВт. Они могли использоваться и для обогрева обитаемых отделений.

Для облегчения пуска дизелей в условиях низких температур помимо подогревателей применялись маловязкие масла, разжижение масла бензином перед глушением двигателя, использование пусковых жидкостей; для карбюраторных — разжижение смазки бензином, впрыск топлива во всасывающие коллекторы, подогрев карбюраторов и трубопроводов системы смазки теплым воздухом.

В системе выпуска отработавших газов на многих танках («Чифтен», «Леопард-1», АМХ-30, Strv-103А и др.) устанавливались глушители. Для тепловой маскировки машин использовалось охлаждение выпускных газов в специальной камере (М60А1) или смесителе («Леопард-1»).

Таблица 45. Характеристики основных систем силовых установок зарубежных танков

Характеристики

Марка танка

М60А1 (США)

«Леопард-1» (ФРГ)

«Чифтен» Мк5 (Великобритания)

АМХ-30 (Франция)

Pz68 (Швейцария)

Strv-103А (Швеция)

Двигатель, марка

AVDS-1790-2A

МВ-838 СаМ-500

L60 Мк7А

HS-110

МВ-837

К-60

мощность в стендовых условиях, кВт (л.с.)

551 (750)

610 (830)

551 (750)

529 (720)

463 (630)

177(240)

мощность в условиях объекта кВт (п.с.)

471 (640)

552 (710)

463 (630)

**

**

**

Система охлаждения:

тип

Вентиляторная

Вентиляторная

Вентиляторная

Вентиляторная

Вентиляторная

Вентиляторная

вентиляторы, тип и количество, шт.

Осевой, 2

Осевой, 1

Осевой. 2

Осевой, 1

Осевой, 1

1

затраты мощности на систему охлаждения, кВт (л.с.)

81 (110)

88 (120)

**

**

**

**

емкость, л

165

123

100

115

70

Система воэдухоочистки:

тип воздухоочистителя

Двухступенчатый

Двухступенчатый

Двухступенчатый

Двухступенчатый

Двухступенчатый

Двухступенчатый

первая ступень

Циклоны

Циклоны

Циклоны

Циклоны

Циклоны

Циклоны

вторая ступень

Ткань

Картон

Металлическая сетка

Масляная ванна

Фильтрующие элементы

Ткань

количество на машину

2

2

1

2

1

1

Емкость системы смазки, л

**

70

**

**

**

**

Система пуска:

основная

Электрическая

Электрическая

Электрическая

Электрическая

Электрическая

Электрическая

дублирующая

-

-

Гидростартер

-

Вспомогательный двигатель

С помощью ГТД

Средства облегчения пуска

Электрофакельный подогрев впускного воздуха

Предпусковой подогрев, свечи накаливания в предкамерах

Предпусковой подогрев, пусковая жидкость, увеличение цикловой подачи

Предпусковой подогрев

Предпусковой обогрев, свечи накаливания в предкамерах

-

Вспомогательный двигатель:

марка

H-304Mk7B

OM-633

Боинг-502-10МА

тип

-

-

2-тактный дизель жидкостного охлаждения

-

4-тактный дизель жидкостного охлаждения

ГТД

мощность, кВт (л.с.)

-

-

22 (30)

-

26 (35)

243 (330)

Топливная система:

емкость, л

1420

955

1045

960

760

945

в том числе в МТО, л

1420

955

1045

220

30

110

Объем МТО (с топливом/без топлива), м3

6,8/5,4

6,4 / 5,4

6,0/5.0

4,5 /4,3

6,8

4,3/4,2*

Масса силового блока, кг

3550

4380

**

**

**

**

Время на замену силового блока, ч

4

**

4

2

**

**

* Без учета систем охлаждения двигателей, расположенных в кормовой части корпуса
** У авторов нет данных.

Оглавление