Оглавление

SuRuPzWg1146.jpg

Первый опытный образец танка «Объект 740». Февраль 1950 г.

SuRuPzWg1147.jpg

Плавающий танк «Объект 740» на государственных испытаниях. Июль-август 1950 г.

Одновременно с танком «Объект 740» летом 1950 г. проходил испытания опытный образец плавающего танка К-90 с двумя гребными винтами в качестве водоходного движителя. В конструкции его силовой установки и трансмиссии широко использовались автомобильные агрегаты и узлы. Танк был разработан в 1950 г. Особым конструкторским бюро инженерного комитета Сухопутных войск57 под руководством А.Ф. Кравцева по единым с танком «Объект 740» тактико-техническим требованиям. Опытные образцы этой машины изготовил военный ремонтный завод № 2 (ВРЗ № 2) в Москве. Танк К-90 не был рекомендован к принятию на вооружение, так как по подвижности уступал танку «Объект 740».

SuRuPzWg1148.jpg

Опытный плавающий танк К-90 на испытаниях. Июль-август 1950 г.

Техническая документация по нему была заложена в мобилизационный резерв.

В соответствии с постановлением Совета Министров №4768-2068 все материалы по танку «Объект 740» для окончательной доработки чертежно-конструкторской документации и подготовки производства с ЧКЗ и ВНИИ-100 передали на СТЗ. А28 ноября 1950 г. вышло постановление Совета Министров СССР №4769-2066, согласно которому для конструкторского сопровождения изготовления нового легкого танка на СТЗ было организовано Особое конструкторское бюро (ОКБ) с опытной базой. В его состав вошла группа конструкторов из отдела главного конструктора тракторного производства. Первоначально формированием ОКБ занимался М.С. Лопатин, а в январе 1951 г. его сменил М.М. Романов. По распоряжению правительства на СТЗ из конструкторских бюро ЛКЗ, ГАЗ, ЧКЗ и ВНИИ-100 для ускорения организации работ и выпуска рабочих чертежей для цехов завода была откомандирована большая группа конструкторов, расчетчиков, технологов и ведущих специалистов. Для изготовления установочной партии танков завод №112 «Красное Сормово» предоставил СТЗ квалифицированных сборщиков и механиков. К производству корпусов и башен машин был привлечен Сталинградский завод «Судоверфь» (завод №264).

Группу специалистов с ЧКЗ и ВНИИ-100 возглавил заместитель главного конструктора Л.С. Троянов, который фактически заменил М.М. Романова при организации всех работ, связанных с подготовкой серийного производства и выпуском установочной партии. Кроме того, ход выполнения работ жестко контролировал главный конструктор ЛКЗ Ж.Я. Котин. Уже в мае-июне 1951 г. десять танков «Объект 740» установочной партии покинули цеха СТЗ и поступили на войсковые испытания.

SuRuPzWg1149.jpg

Плавающий танк «Объект 740» установочной партии на войсковых испытаниях. 1951 г.


57 Инженерный комитет Сухопутных войск входил в состав Управления начальника инженерных войск наряду со штабом, Главным военно-инженерным управлением (ГВИУ), инженерной инспекцией и отделом кадров.

Оглавление