Оглавление

Эскизный проект танка, выполненный в двух вариантах, предъявили на рассмотрение технического совета ЧКЗ 20 октября 1949 г. Первый вариант (руководитель - Л.С. Троянов) предполагал, в основном, сохранение общей компоновки плавающего танка Р-39 конструкции завода №112 «Красное Сормово» и использование его узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части, за исключением обеспечения плавучести — за счет водоизмещения корпуса. Второй вариант (руководитель - Н.Ф. Шашмурин) предусматривал совершенно другую схему общей компоновки и конструкцию узлов и агрегатов танка - использование шестицилиндрового дизеля В-6 мощностью 176 кВт (240 л.с.) из семейства дизелей типа В-2 с жидкостной эжекционной системой охлаждения, коробки передач среднего танка Т-34-85, водометного движителя вместо гребных винтов, а также обеспечение запаса плавучести за счет водоизмещения корпуса машины. В гусеничном движителе отсутствовали поддерживающие катки, а опорные однорядные катки были выполнены водоизмещающими и имели наружную амортизацию.

В результате обсуждения эскизного проекта для представления в Министерство транспортного машиностроения и НТК ГБТУ ВС СССР приняли вариант проекта танка «Объект 740» конструкции Н.Ф. Шашмурина.

Технический проект и макет танка в масштабе 1:20 выполнили к 15 ноября 1949 г. После рассмотрения и одобрения комиссией представленных материалов развернулся выпуск чертежно-конструкторской документации, а затем приступили к сборке опытных образцов для проведения заводских испытаний со сроком их предъявления к марту 1950 г.

Параллельно с подготовкой технического проекта в ноябре 1949 г. во ВНИИ-100 для изучения водометов изготовили и провели исследования ходового макета танка массой 12 т, который имел обозначение «Объект 270-М». По результатам выполненных исследований начались углубленные проработки конструкции водометов и технологии их производства. Спроектированный водомет, получивший индекс ОД-14, оказался настолько удачным, что впоследствии более 50 лет применялся на трех поколениях плавающих машин СТЗ (ВгТЗ), обеспечивая им прекрасные характеристики водоходности.

На ЧКЗ, учитывая, что установка водометного движителя в танке осуществлялась впервые в истории отечественного танкостроения, на основании распоряжения главного инженера завода №157 от 25 января 1950 г. изготовили плавающую металлическую модель танка «Объект 740» в натуральную величину с действующими водометными движителями, получившую обозначение «Объект 728». Модель имела аналогичную с разрабатываемым танком массу (14 т) и предназначалась для определения его эксплуатационных характеристик в условиях швартовых, выявления прочности и работоспособности движителя и элементов управления при длительной работе с полной нагрузкой. Испытания модели «Объект728» начались 1 февраля и были прекращены 3 марта 1950 г. в связи с ее отправкой в Ленинград. На этой модели прошли испытания кормовые заслонки водометов с вертикальными осями вращения и специальным уравновешивающим устройством, облегчавшим управление заслонками. В процессе проведения испытаний было установлено, что водометные установки, являющиеся реактивным водоходным движителем, обеспечивали тяговые усилия: на первой передаче — до 82 кгс, на второй передаче — до 900 кгс, на третьей передаче — до 1650 кгс. Но конструкция кормовых заслонок и уравновешивающее устройство нуждались в дальнейшем совершенствовании.

SuRuPzWg1142.jpg SuRuPzWg1144.jpg
Модель танка «Объект 728».
SuRuPzWg1143.jpg SuRuPzWg1145.jpg

Ходовой макет «Объект 270-М» на испытаниях.

Испытания модели танка «Объект 728» на швартовых.

 

Результаты испытаний ходового макета «Объект 270-М» и модели танка «Объект 728» использовались при доработке конструкторско-технической документации и изготовлении опытных образцов танка «Объект 740».

Первый опытный образец танка «Объект 740», собранный на ЧКЗ в феврале 1950 г., сразу же направили на заводские испытания. Следующие два опытных образца танка, доработанные по результатам заводских испытаний первого образца, 15 мая 1950 г. предъявили на государственные испытания, которые успешно прошли в июле—августе 1950 г. в районе г. Полоцка. По результатам государственных испытаний танк «Объект 740» после устранения выявленных недостатков был рекомендован для принятия на вооружение Советской Армии. Постановлением Совета Министров СССР №4768-2068 от 23 ноября 1950 г. освоение серийного производства с изготовлением к маю 1951 г. установочной партии из десяти танков для проведения войсковых испытаний было возложено на СТЗ.

Оглавление