Оглавление

ГМТ, подобная «Кросс-Драйв» модели CD-850, с гидротрансформатором и двумя дифференциалами в качестве механизма поворота была разработана в 1950-е гг. в ФРГ фирмой «Ренк» для основного танка «Леопард-1». Она имела обозначение 4НР-250 и отличалась от предыдущей схемы наличием блокировки между солнечными шестернями планетарных рядов МПП на каждом борту, что предотвращало дифференциальное действие при прямолинейном движении. Между двигателем и трансмиссией устанавливалась разобщающаяся муфта, которой пользовались при буксировке танка и пуске двигателя в условиях низких температур.

SuRuPzWg0969.jpg SuRuPzWg0970.jpg
Кинематическая схема ГМТ 4НР-250 танка «Леопард-1»(ФРГ). ГМТ 4НР-250 танка «Леопард-1».
SuRuPzWg0971.jpg SuRuPzWg0972.jpg
Схема дублированного управления движением танка «Леопард-1». МПП танка «Леопард-1».

Структурная схема трансмиссии представляла собой двухпоточный МПП с комплексным автоматически блокируемым однореакторным гидротрансформатором, включенным вместе с ПКП в основную параллельную ветвь МПП от двигателя к эпициклам суммирующих планетарных рядов.

Четырехступенчатая ПКП, входившая в состав МПП, имела две степени свободы и автоматическое переключение передач. Она состояла из трех эпициклических планетарных рядов и четырех управляющих фрикционных устройств: трех дисковых тормозов (Т1, Т2, Т3) и блокировочного фрикциона высшей четвертой передачи (Ф1). В нейтральном положении все фрикционные устройства были выключены. Для включения одной из передач задействовалось одно фрикционное устройство. Реверс, включенный между гидротрансформатором и редуктором, изменял направление вращения ведущего вала редуктора и обеспечивал танку полный реверс всех четырех передач (использовались только первая и вторая). При прямолинейном движении трансмиссия была однопоточной.

Механизм поворота - дифференциальный, двухпоточный. Дополнительный привод к солнечным шестерням суммирующих планетарных рядов содержал двухступенчатый конический редуктор с медленной ступенью, включаемой лишь при повороте танка фрикционом Ф4, и быстрой ступенью, включаемой только при более крутом повороте танка фрикционом Ф3. Наличие автолога (А) — обгонной муфты свободного хода — позволяло включать Ф3 без выключения фрикциона Ф4, что улучшало управляемость танком при переходе с большого радиуса поворота на меньший. Механизм поворота обеспечивал два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот вокруг центра машины, диапазон радиусов поворота находился в пределах 4,8-69,5 м.

Бортовые редукторы — планетарные, соединявшиеся с МПП с помощью подвижных полужестких зубчатых муфт. Между МПП и бортовыми редукторами располагались дисковые остановочные тормоза сухого трения с принудительным охлаждением.

В трансмиссии предусматривался вал отбора мощности для машин обеспечения, создававшихся на базе танка, а также имелось блокирующее устройство, предотвращавшее пуск двигателя при включенной передаче.

Система управления трансмиссией — электрогидравлическая, с дублирующим механическим приводом для включения второй передачи. Управление поворотом осуществлялось с помощью штурвала. Помимо ножной педали тормоза, у механика-водителя имелись два рычага ручного тормоза.

Особенностью танка «Леопард-1» являлось наличие у командира машины дублированного электропривода управления движением. Командир осуществлял управление с помощью поворотной рукоятки пульта командирского управления. Через вращающееся контактное устройство башни этот пульт был подключен к общему электрогидросервоприводу управления движением машины. Обычно рукоятка находилась в нейтральном положении, ее смещение вперед увеличивало подачу топлива в двигатель, назад — обеспечивало включение остановочных тормозов, а наклоны вызывали поворот танка сначала с большим, а затем с меньшим фиксированным радиусом. При необходимости управление танком могло производиться дистанционно, по кабелю или радиоканалу.

Оглавление