Оглавление

В танке М60А1 устанавливалась более совершенная модель трансмиссии «Кросс-Драйв» CD-850-6A, в которой устранили ряд недостатков предыдущей конструкции. В этой трансмиссии гидротрансформатор был включен последовательно с двухпоточным МПП. При этом гидротрансформатор нагружался полным потоком мощности как при прямолинейном движении, так и при повороте. Это позволило обеспечить на каждой передаче устойчивый расчетный радиус, величина которого увеличивалась с увеличением номера передачи в ПКП. Кроме того, последовательно включенный гидротрансфоматор защищал элементы трансмиссии от крутильных колебаний двигателя и пиковых динамических нагрузок. Незначительные изменения претерпела конструкция остановочных тормозов, особенностью которых являлось соединение водил суммирующих планетарных рядов МПП с внутренними барабанами тормозов через упругие муфты, обеспечивавшие гашение крутильных колебаний. Это повысило надежность остановочных тормозов и трансмиссии в целом.

SuRuPzWg0964.jpg

Кинематическая схема ГМТ «Кросс-Драйв» CD-850-6A танка М60А1 (США).

Для легкого танка М41 фирмой «Аллисон» в 1947-1949 гг. была разработана модификация трансмиссии «Кросс-Драйв» CD-500, предназначавшаяся для совместной работы с двигателем меньшей мощности. Структурная схема трансмиссии CD-500 представляла собой последовательное соединение гидротрансформатора с двухпоточным МПП, в основную ветвь которого был включен механический редуктор. Двигатель парой конических и парой цилиндрических шестерен входного редуктора соединялся с насосным колесом двухреакторного комплексного блокируемого гидротрансформатора. Основной поток мощности (а при прямолинейном движении — и единственный) проходил через планетарный механический редуктор к эпициклам двух суммирующих планетарных рядов. Замедленная передача редуктора включалась тормозом Тзп, прямая — блокировочным фрикционом Фб, передача заднего хода — тормозом Тзх. Дополнительный привод этого МПП при прямолинейном движении не был загружен, так как оба фрикциона поворота выключались, а солнечные шестерни оказывались взаимно уравновешенными с помощью набора четырех конических шестерен. Наличие двух степеней свободы делало прямолинейное движение танка неустойчивым.

SuRuPzWg0965.jpg SuRuPzWg0966.jpg
Кинематическая схема ГМТ «Кросс-Драйв» CD-500 танка М41 (США). МПП танка М41.

Блокировочный фрикцион гидротрансформатора Фг автоматически включался при достижении танком определенной скорости для перехода на механическую трансмиссию без больших непроизводительных затрат мощности двигателя. Кроме того, он мог включаться водителем для пуска двигателя с буксира и торможения танка двигателем на крутых и длительных спусках.

Одной из особенностей всех трансмиссий «Кросс-Драйв» была сравнительно высокая унификация элементов конструкции, основу которой составляли МПП и гидротрансформатор, объединенные с двигателем в единый силовой блок. Недостатками этих трансмиссий являлись громоздкость и большая масса, потребность в специальной системе охлаждения, а также большая «слоистость» валов, значительно усложнявшая их конструкцию.

Для легкого танка М551 «Шеридан» фирма «Аллисон» в начале 1960-х гг. создала однопоточную гидромеханическую трансмиссию XTG-250-1А с блокировкой гидротрансформатора, двухступенчатым механизмом поворота и автоматическим переключением передач, унифицированную с трансмиссиями американских гусеничных и колесных машин. Трансмиссия имела четыре передачи переднего и две передачи заднего хода. Планетарный механизм поворота совместно с реверс-редуктором обеспечивали три режима работы при повороте. Система управления - механогидравлическая.

SuRuPzWg0967.jpg SuRuPzWg0968.jpg
Силовой блок танка М551 «Шеридан» (США). Кинематическая схема ГМТ XTG-250-1А танка М551 «Шеридан».

Оглавление