Оглавление

SuRuPzWg0683.jpg

Внешние характеристики дизеля В-6.

Отличительной особенностью необогреваемого картера двигателя В-6 по сравнению с дизелями типа В-2 являлось отсутствие носка с восьмой опорой коленчатого вала (длина картера уменьшена на 77 мм). Для повышения жесткости и прочности боковые стенки верхней половины картера по всей длине имели коробчатое сечение, а поперечное сечение продольных ребер нижней половины было увеличено. На верхней половине картера устанавливались: масляный фильтр «Кимаф» (устанавливался крышкой в сторону маховика), шестиплунжерный топливный насос НК-6 (диаметр плунжера 10 мм) с всережимным центробежным регулятором и приводом, воздухораспределитель системы воздушного пуска, генератор Г-73 (Г-731) мощностью 1,5 кВт с кулачковой соединительной муфтой в приводе, а также электростартер СТ-721 мощностью 11 кВт (15 л.с.). К нижней части нижней половины картера крепились водяной, масляный и топливоподкачивающий насосы, привод электротахометра. На задней стенке нижней половины имелась специальная полость (маслоотстойник) для сбора и откачки масла, в котором было выполнено отверстие для слива масла из картера, закрывавшееся заглушкой.

Коленчатый вал имел фланец, к которому крепился маховик для повышения равномерности работы двигателя. На маховик напрессовывался зубчатый венец для пуска двигателя электростартером. Подвод масла к хвостовику коленчатого вала осуществлялся через крышку центрального подвода масла.

Шатун, в отличие от главных шатунов двигателей типа В-2, не имел на нижней головке проушины для прицепного шатуна.

Блок цилиндров представлял собой, в основном, правый блок двигателя В2-34М с алюминиевой рубашкой, на котором устанавливались угольник слива воды, детали подсоединения системы обогрева и датчика термометра, а также впускной коллектор (с левой стороны) с входным отверстием со стороны передачи и тремя бобышками под топливный фильтр. Выпускной коллектор не устанавливался; водяной и масляный насосы горизонтального расположения были убраны в углубления картера. При монтаже двигателя в танке к головке блока (со стороны выпускных окон) крепились клапанные коробки выпускных труб эжектора системы охлаждения. От блока двигателя В-54 блок цилиндров отличался подводом охлаждающей жидкости к рубашке, осуществленным в одной точке.

Механизм передач к распределительным валам и вспомогательным агрегатам имел соответствующие конструкции двигателя изменения. Передача к топливному насосу, в отличие от двигателей типа В-2, была смещена влево на 30°, а передача к генератору выполнена с правой стороны под углом 40° к вертикальной плоскости. Все детали передачи по своему устройству были аналогичны деталям разных типов двигателей В-2 (за исключением горизонтального валика привода генератора, который был короче на 37 мм в связи с установкой стартера).

Одновременно с двигателем В-6 выпускалась его модификация В-6В (8Д6-В) для бронетранспортера БТР-50П, которая отличалась наличием коробки отбора мощности (до 11 кВт (15 л.с.) для привода лебедки. Коробка отбора мощности крепилась к торцу картера двигателя вместо крышки центрального подвода масла. Подвод масла к коленчатому валу двигателя в этом случае осуществлялся через корпус коробки отбора мощности.

Серийное производство двигателей В-6 и В-6В и их последующих модификаций осуществлялось на БЗТМ, УТМЗ и небольшими партиями - на СТЗ (ВгТЗ). До 1955 г. двигатели В-6 и В-6В выпускались с такими же крышками головок шатунов, поршневой группой и муфтой привода топливного насоса, как на двигателе В2-34М, а с 1955 г. - как на В-54. В июне 1954 г. масляный фильтр «Кимаф» заменили фильтром «Кимаф-СТЗ». На фильтре со стороны, противоположной крышке, монтировался обратный клапан, предназначавшийся для обеспечения прокачки двигателя маслом перед его пуском. С июня 1957 г. дизели В-6 и В-6В стали оснащаться системой ТДА.

Дальнейшее совершенствование двигателей В-6 и В-6В осуществлялось конструкторским бюро БЗТМ совместно с моторным бюро Сталинградского тракторного завода (начальник Альгин). С марта 1959 г. в связи с установкой стабилизатора основного оружия на танке ПТ-76Б приступили к выпуску дизеля В-6Г, на котором устанавливался генератор Г-74 мощностью 3 кВт с механическим приводом.

В ноябре 1960 г. на серийное производство поступили двигатели В-6ПГ и В-6ПВ, которые отличались от предыдущих образцов наличием обогреваемого картера. Некоторое время выпускался двигатель В-6П, на котором применялся генератор Г-731А. Несколько позднее с целью улучшения энергобаланса и унификации электрооборудования танков ПТ-76 (ПТ-76Б) и плавающих бронетранспортеров БТР-50П различных модификаций для использования на БТР стал выпускаться двигатель В-6ПВГ, на котором монтировался генератор Г-74.

SuRuPzWg0684.jpg SuRuPzWg0685.jpg
Дизель В-6ПГ.
SuRuPzWg0686.jpg SuRuPzWg0690.jpg
Дизель В-6ПВГ.

Оглавление