Оглавление

Двигатель В-35Т (А-16Т) мощностью 559 кВт (760 л.с), созданный в 1965 г., предполагался к установке в подвижные ракетные комплексы стратегического назначения («Объект 820» и «Объект 821») производства ЛКЗ. На двигателе предусматривался дополнительный отбор мощности от коленчатого вала (55 кВт (75 л.с.). В 1965 г. ЧТЗ изготовил партию опытных образцов двигателя, которую в 1966 г. направили на стендовые и ходовые испытания в подвижных ракетных комплексах «Объект 820» и «Объект 821».

Для использования на большегрузных колесных и гусеничных шасси и тягачах высокой проходимости предназначались четырехтактные V-образные многотопливные двигатели с турбонаддувом: двенадцатицилиндровый В-39 (А-20) мощностью 735 кВт (1000 л.с.) и восьмицилиндровый 8В-40 (А-19) мощностью 368 кВт (500 л.с.). Их эскизно-технические проекты были выполнены в 1965 г.

Многотопливный дизель с наддувом В-59 (А-41) мощностью 382 кВт (520 л.с.) предполагался для САУ второго послевоенного периода, к разработке которых на УЗТМ приступили в конце 1965-начале 1966 гг.

Необходимо отметить, что под влиянием использования в танках США и Японии дизелей с воздушным охлаждением в начале 1960-х гг. в СКБ-75 развернулись НИОКР по созданию семейства танковых малогабаритных двигателей воздушного охлаждения. Так, в 1964 г. под руководством В.А. Макаровского был разработан проект базового четырехтактного Х-образного шестнадцатицилиндрового многотопливного двигателя ДВО-16 (А-37) мощностью 552 кВт (750 л.с.) с турбонадцувом (два турбокомпрессора с турбинами центростремительного типа, каждый на восемь цилиндров). Охлаждение двигателя обеспечивалось двумя вентиляторами осевого типа с гидромуфтами, располагавшимися на двигателе ее стороны отбора мощности и работавшими по схеме просасывания. Уравновешенность двигателя достигалась применением восьмиколенного вала с зеркальным расположением кривошипов. Цилиндры располагались оппозитно (верхние относительно нижних). Коленчатый вал устанавливался на роликовых подшипниках в картере двигателя туннельного типа. Со стороны отбора мощности на картере крепился стартер-генератор с гидромуфтой и автоматическим переключением со стартерного режима в генераторный. В дальнейшем направление работ по созданию танковых двигателей с воздушным охлаждением было признано ошибочным и их разработку прекратили.

SuRuPzWg0673.jpg

Дизель ДВО-16 (А-37).

Авторы выражают благодарность и особую признательность директору - главному конструктору ООО «ГСКБ «Трансдизель» B.C. Мурзину и ветерану ОАО «УКБТМ» Э.Б. Вавилонскому за помощь в подготовке материалов этого раздела.

Оглавление