Оглавление

RuAviGun027.jpg RuAviGun028.jpg RuAviGun029.jpg
Верхняя пушечная установка ДТ-В7 самолета Ту-16. В кормовой гермокабине Ту-16 находились рабочие места стрелка и командира огневых установок с парой прицельных оптических станций ПС-53 в бортовых блистерах. Нижняя пушечная установка ДТ-Н7 самолета Ту-16.
RuAviGun030.jpg RuAviGun031.jpg RuAviGun032.jpg RuAviGun033.jpg
Стрельба из кормовой пушечной установки бомбардировщика Ту-16. Стреляные гильзы и звенья сыплются наружу с кажущейся задержкой после очереди, поскольку их прохождение по отводящим рукавам  занимает некоторое время.

Применение пушек в подвижных установках скоростных самолетов выявило свои особенности. Помимо высокой скорострельности, надежности и достаточной огневой мощи, они должны были обеспечивать быструю перекладку установки вслед за атакующим самолетом. Это потребовало оснащения подвижных башен мощными приводами. В то же время, со времен Ту-4 скорости полета возросли вдвое, а аэродинамические нагрузки, соответственно, — вчетверо, и с изгибом стволов при стрельбе в поперечном направлении приходилось считаться. АМ-23 отличалась от ранее применявшихся на подвижных установках пушек подобного калибра укороченным стволом (длина ствола у АМ-23 — 1000 мм, а у НР-23 — 1450 мм). Этим удалось уменьшить инерционные и аэродинамические нагрузки, действующие на стволы оружия, выступающие за экран подвижной установки, сохранив приемлемую подвижность оружия: пушки могли перемещаться в любом направлении с темпом не менее 45 град/с. При этом исполнении АМ-23 для неподвижной носовой установки Ту-16, на которую подобные нагрузки не влияли, комплектовалась удлиненным стволом.

Имея на борту настоящие артиллерийские батареи из шести—восьми орудий, дальние бомбардировщики несли соответствующий запас снарядов. Поскольку действовать им, сообразно назначению, предстояло на большом удалении от баз, рассчитывая исключительно на собственные оборонительные возможности, боекомплект каждого бомбардировщика выглядел весьма внушительно: боезапас к отдельным установкам самолета назначался исходя из значимости прикрываемой зоны. Так, стрелковые установки Ту-95 имели 2500 патронов (700 к верхней, 800 к нижней и 1000 к кормовой установке), Ту-16 располагал запасом в 2300 патронов (500 к верхней, 700 к нижней, 100 к передней и те же 1000 к кормовой установке); мясищевские бомбардировщики и вовсе имели патронные ящики вместимостью по 1150 патронов для верхней и нижней башен и 2000 —для кормовой башни с общим боекомплектом аж 4300 снарядов (с таким арсеналом на борту, пожалуй, можно было начать собственную небольшую войну). Современный им американский стратегический бомбардировщик В-47Е нес всего-то пару кормовых 20-мм пушек с боезапасом из 70 снарядов на ствол, а его первые модификации, как и В-52, и вовсе обходились одной пулеметной установкой, выглядя как-то несерьезно (правда, американцы уже тогда начинали больше полагаться на радиоэлектронные средства защиты, что мало помогло нескольким «Стратоджетам», сбитым при разведывательных вылетах к советским границам).

Оглавление