Оглавление

RuAviGun025.jpg RuAviGun024.jpg
Пушка АМ-23 в передней стрелковой установке самолета Ту-16. Кормовая пушечная установка ДК-7 бомбардировщика Ту-16.
RuAviGun023.jpg

 

RuAviGun022.jpg RuAviGun026.jpg
Обслуживание вооружения самолета Ту-16. Техник проверяет работу кинематики нижней турели ДТ-Н7. Патроны к пушке АМ-23 с бронебойно-зажигательными БЗ, осколочно-фугасно-зажигательными ОФЗ и осколочно-зажигательно-трассирующими ОЗТ снарядами. Кормовая установка Ту-16 типа ДК-7.

Помехой этому стало обстоятельство вполне предвидимого характера: пушка под мощный патрон была не только более массивной и громоздкой, но и демонстрировала куда более сильную отдачу. В результате после проведения наземных испытаний системы решили, что опробовать ее в воздухе просто-напросто рискованно: и без того после испытательных стрельб ТКБ-494 в результате ее силового воздействия не выдерживала конструкция самолета, деформировалась установка, рвались и летели заклепки. ТКБ-495, напротив, вела себя достаточно надежно, пройдя в 1951 г. государственные наземные и летные испытания с удовлетворительным заключением. На них были представлены 20 пушек ТКБ-495, испытывавшихся на различных самолетах. В полетных условиях из пушек было произведено около 150 тысяч выстрелов, все без каких-либо конструктивно-производственных дефектов пушки и задержек стрельбы по вине орудия.

Одновременно с отработкой пушки ТКБ-495 доводился и патрон. По сравнению с прообразом типа НС-23 были внедрены новые снаряды повышенного поражающего действия и внедрен флегматизированный малоэррозионный порох с несколько меньшей интенсивностью и температурой горения для повышения живучести ствола.

Для своего времени АМ-23 была наиболее совершенным образцом авиационной пушки обычной схемы. Для уровня технологии начала 1950-х гг. теоретически достижимый темп стрельбы 23-мм пушки классической схемы считался ограниченным 1300—1500 выстр./мин. При весе 43 кг пушка АМ-23 имела скорострельность 1350 выстр./мин, находясь практически на вершине тогдашних возможностей. Этого удалось достичь за счет совмещения ряда операций и дальнейшего их «сжатия» по времени. Применение рычажного ускорителя в механизмах экстракции гильзы и досылания патрона, подающего его в патронник пушки, позволило сделать длину хода ползуна меньше длины патрона и уменьшить скорость и энергию удара подвижных частей оружия при их приходе в крайние положения. Наличие в пушке АМ-23 газового буфера, также использующего отводимые из ствола пороховые газы, вместо применявшихся ранее пружинных и гидробуферов позволило уменьшить массу и габариты оружия, но привело к более сильному загрязнению пушки нагаром и газами (первоначально пушка оснащалась традиционным пружинным буфером, однако он не держал нагрузки, и уже в ходе испытаний потребовалось заменить его агрегатом с более высокой энергоемкостью).

АМ-23 стала основой комплексов оборонительного вооружения самолетов Дальней авиации. Ту-16, Ту-95 и М-4 имели одинаковую систему пушечного вооружения — комплекс ПВ-23, состоявший из верхней и нижней башен и кормовой установки, на каждой из которых монтировались по две АМ-23. О полной унификации речь не шла: сами установки вооружения, сообразно конструктивным особенностям носителей, имели индивидуальное исполнение и даже именовались в традициях «фирм» по-своему — «башнями» или «турелями». Так, бомбардировщик Ту-16 нес верхнюю установку — дистанционную турель ДТ-В7 и нижнюю — ДТ-Н7С, бомбардировщик Ту-95 — верхнюю ДТ-В12 и нижнюю ДТ-Н12, а мясищевский М-4 — вооружение в верхней башне ДБ-33А и нижней ДБ-34А. Командир огневых установок и стрелки с помощью оптики прицельных станций и радиолокационного прицела ПРС-1 «Аргон» с автоматическими вычислителями воздушной стрельбы могли осуществлять непрерывное наведение оружия и сопровождение целей. Дистанционное управление установками обеспечивала сельсинная следящая система с исполнительными электродвигателями. На транспортных самолетах Ан-8 и Ан-12 имелась одна кормовая установка системы ПВ-23У с парой пушек АМ-23 в башне ДБ-65У. Система оборонительного стрелкового вооружения тяжелых машин включала четыре основных группы агрегатов и узлов: собственно пушки с боекомплектом, пушечные установки с оборудованием их боепитания, подачи и обеспечения ведения огня (отвод стреляных гильз и звеньев, перезарядка и прочее), агрегаты дистанционного управления с электромеханизмами, приводящими их в движение, и приспособления прицельно-вычислительного блока, куда входили оптические прицельные станции на стрелковых постах, радиолокационный прицел, датчики собственной и относительной скорости движения цели, плотности воздуха, учета параллакса и вычислители автоматов воздушной стрельбы. Оборудование было достаточно сложным, однако в эксплуатации оказалось весьма надежным и рационально устроенным. Общий вес системы пушечного вооружения ПВ-23 в исполнении для самолета Ту-16 вместе с боеприпасами, прицельным и прочим оборудованием составлял 2890 кг, из которых 885 кг приходилось на патронные ленты.

Оглавление