Оглавление

Тогда ракетчиками, уже с участием А.Д. Надирадзе (поступил на работу в НИИ-116 мая 1958 г. на должность начальника СКБ и помощника заместителя директора по НИР и ОКР), было принято решение о расширении вариантов ракет с уменьшением их весовых характеристик. Конструкторы НИИ-1 предложили ракету «Тайфун-1» весом 5,5-6 т, а специалисты СКБ-221 продолжили свою деятельность применительно к этому варианту, не прекращая в то же время работы над ПУ для тяжелой ракеты. Г.И. Сергеев сразу предложил подвижной вариант ПУ, а в стационарном комплексе шахту выполнить не вертикально, а горизонтально. На это согласились, но с соблюдением последовательности разработок: сначала подвижной вариант ПУ для ракеты «Тайфун-1», а потом запасной - стационарный, по горизонтально-шахтной схеме.

В конце 1958 г. было выдано ТТТ, которое не предусматривало привязку будущего комплекса к конкретному месту береговой линии. Г.И. Сергеев и исполнители проекта, в том числе начальник отдела разработки ракеты из НИИ-1 В.И. Елисеев, побывали во многих войсковых частях, которые предполагалось вооружить новым комплексом. Изучались карты, рельеф местности, координаты некоторых бухт условного противника, которые следовало в случае конфликта запереть минными полями с применением новых ракет «Тайфун-1».

На 1959 г. между НИИ-1 и заводом «Баррикады» был заключен договор, определивший завершение работ в мае. 13 января 1959 г. заместитель начальника отдела №6 ОКБ-221 Г.М. Беляев зарегистрировал следующие индексы на разработку:
-  БР-219 - стационарная ПУ для системы «Тайфун»;
-  БР-221 - транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для стационарной установки системы «Тайфун»;
-  БР-222 - подвижная ПУ системы «Тайфун-1»;
-  БР-223 - ТЗМ для ПУ системы «Тайфун-1».

Неслыханное до этого количество сложных вопросов обрушилось на разработчиков. А если брать во внимание то обстоятельство, что на эту тему могли выделить только 6-8 человек, то понятно, какая нагрузка легла на каждого из них.

Надо сказать, что уже в то время с подачи Г.И. Сергеева ОКБ-221 стало специализироваться на разработках подвижных пусковых установок. И на этот раз усилия сначала были направлены на проект БР-222. В результате появились две схемы: ПУ на базе оригинального колесного прицепа за тягачом МАЗ-537Б (разработчик В.П. Царев) и ПУ на том же прицепе за гусеничным тягачом АТ-Т (разработчик - Ю.Н. Мацапура).

ПУ на трехосном колесном прицепе включала следующие основные элементы: качающуюся часть (разработчик - И.С. Ефимов) весом 4800 кг (направляющая длиной 10 м и с продольным пазом на всю длину для обеспечения прохождения бугеля ракеты) ; уравновешивающий механизм (автор - Ф.Я. Ларин) и автоматический досылатель  (автор - В.Г. Сорокин).

Схема загрузки пусковой установки БР-222.

PlurTyph006.jpg PlurTyph005.jpg
PlurTyph007.jpg

1. Исходное положение пусковой установки и ТЗМ.

2. Подъем ракеты до максимальной высоты. PlurTyph008.jpg
3. Поворот ракеты и совмещение ее оси с осью пусковой установки. PlurTyph009.jpg
4. Опускание ракеты на пусковую установку. PlurTyph010.jpg
5. Досылка ракеты на пусковую установку. PlurTyph011.jpg

Оглавление