Оглавление

PlurTyph012.jpg PlurTyph015.jpg
Самоходная пусковая установка БР-222-l.
PlurTyph013.jpg
Самоходная пусковая установка БР-222-ll.
PlurTyph014.jpg
Самоходная пусковая установка БР-222-III. ПУ  БР-222-ll на максимальном угле возвышения.

В паре с ПУ БР-222 проектировалась ТЗМ БР-223 (автор - О.П. Медведев). Ходовая часть представляла собой прицеп МАЗ-5202, на котором разместили платформу для одной ракеты. Платформу можно было разворачивать и поднимать на высоту 800 мм с усилием на рукоятку 27 кг. ТЗМ так же, как и ПУ, транспортировали колесные или гусеничные тягачи.

Интересна была схема заряжания. ТЗМ могла устанавливаться относительно ПУ не только под углом 90°. Совмещение осей ракеты, лежащей на ТЗМ, и направляющей ПУ достигалось разворотом платформы. На эту операцию отводилось 5 мин. Затем производился подъем платформы с ракетой (1 мин). Далее ракета опускалась на направляющую и досылалась до закрепления (всего на заряжание отводилось 15 мин).

ПУ, ТЗМ и схема заряжания устраивала многих. Но высказывались предложения исключить из состава комплекса прицеп. Отработка в ОКБ-221 размещения ракеты «Тайфун» весом более 6 т на одном шасси явилась одной из первых подобных попыток в стране. В 1955 г. СП. Королеву удалось разместить свою ракету 8К11 весом 4,5 т на шасси танка ИС-2 (ПУ 2П19). Теперь же вес ракеты был почти на 2 т больше.

Получив положительную оценку НИИ-1, баррикадцы приступили к решению этой задачи. Были предложены несколько вариантов ПУ.

БР-222-I

Вариант самоходной пусковой установки, спроектированный Н.К. Смольяковым, подразумевал размещение артчасти СПУ на базе харьковского шасси «Объект 408».

БР-222-II

Вариант самоходной пусковой установки, предложенный также Н.К. Смольяковым, предусматривал размещение артчасти на «Объекте 273», который был разработан в КБ-2 Ленинградского завода им. Кирова и предназначался в качестве транспортера 2Т1 для самодвижущего 420-мм миномета 2Б1 «Ока».

Однако возможности шасси «Объект 408» и «Объект 273» явно не соответствовали размещению столь тяжелого груза (особенно это касалось варианта БР-222-II). Пришлось вновь вернуться к ракете меньшего веса.

БР-222-III

На транспортере «Объект 408» Н.К. Смольяков разместил артчасть для ракеты под индексом «Тайфун-IV» (вес этой ракеты был уменьшен почти вдвое). Эта ПУ позволяла производить пуск во всех направлениях.


2 Смольяков Николай Константинович. Родился 1 октября 1935 г. Закончил Сталинградский механический институт в 1958 г. с присвоением квалификации инженера-механика. По распределению направлен в СКБ-221. Прошел здесь должностные инстанции до начальника группы особо сложной продукции.

Оглавление