Оглавление

3П170 и система «Шельф»

Между тем, уже прошел испытания другой вариант бесплатформенных парашютных средств десантирования БМД-1, созданный под руководством П.М. Николаева в Феодосийском филиале НИИ автоматических устройств и получивший шифр «Шельф». В нем использовались вновь разработанные НИИ АУ парашютные системы МКС-350-9 и МКС-760Ф и амортизирующая система разработки Феодосийского филиала. Парашютная система МКС-350-9 «снизила» минимальную высоту десантирования до 300 м, что способствовало точности десантирования. Средства десантирования 3П170 и «Шельф» предлагались в вариантах с использованием этой системы, хотя госиспытания МКС-350-9 прошла только в 1985 г. «Шельф» также рассчитывался на десантирование экипажа внутри машины на креслах «Казбек-Д». В состав средств десантирования «Шельф» входили парашютная площадка с парашютной системой, тросовая система, замки отцепа, устройство выдачи сигнала УВС-2, гайдроп-ная система ориентирования, амортизирующая система, монтируемая под днищем БМД, специальное оборудование. Ряд технических решений и готовых узлов системы «Шельф» был заимствован от ранее разработанных изделий завода «Универсал».

В январе 1979 г. В.Ф. Маргелова на посту командующего ВДВ сменил генерал-полковник Д.С. Сухоруков. Новый командующий принял решение о проведении сравнительных испытаний систем 3П170 и «Шельф». 3П170 показала не только надежную работу, но и меньшее время, необходимое для монтажа и загрузки в самолет. После десантирования БМД-1 с 3П170 была быстро приведена в готовность. Системе же «Шельф» просто «не повезло»: тросы расчековки попали в гусеницы машины, что значительно задержало приведение в боевую готовность. Тем не менее комиссия явно склонялась в пользу системы «Шельф». Свою роль, видимо, сыграло субъективное мнение и симпатии нового руководства. Но нужно признать, что средства десантирования «Шельф» с самонаполняющейся воздушной амортизацией дали перегрузки при приземлении в пределах 15 g, т.е. обеспечивали безопасность десантирования со значительным запасом относительно ТТТ, заданных ВВС в 1976 г. Да и работа гайдропной системы в «Шельфе» оказалась более эффективной. «Шельф» также прошел испытания десантированием на воду.

Так или иначе, но средства десантирования «Шельф» поступили на снабжение ВВС и ВДВ под обозначением ПБС-915.

Серийное производство ПБС-915 «Шельф» («Шельф-1») было передано в Кумертауское авиационное производственное объединение, а в 1990-е гг. — в Таганрог (ОАО «Таганрогская авиация»). Наконец, в 2008 г. производство ПБС-915 перевели в Москву на ФГУП «МКПК «Универсал».

Что же касается системы 3П170, то ее основные структурные элементы, как уже упоминалось, были использованы специалистами «Универсала» при создании средств десантирования для боевой машины БМД-3 по теме «Бахча-СД» (в серии получили обозначение ПБС-950). Это, в частности, опорные лыжи со средствами амортизации (только с заменой пенопластовой амортизации воздушной, принудительного наполнения) и конструкция центрального узла. Также при разработке средств десантирования для БМД-3 и СПТП «Сптрут-СД» применена схема замка ЗКП с дублированной системой включения и переключения ЗКП на переотцепку звена ВПС с груза на парашютную систему, подобная той, что использовалась в 3П170.

Тактико-технические характеристики бесплатформенных парашютных средств десантирования в сравнении с системой десантирования на парашютно-десантной платформе

Средства десантирования

Бесплатформенные

На десантной платформе

3П170

ПБС-915 «Шельф-1»

2П170 (с платформой П-7 и подкладной амортизацией)

Парашютная система

МКС-5-128Р

МКС-350-9

МКС-350-9

МКС-5-128Р

Полетная масса средств десантирования 3П170 машины БМД-1 с двумя членами экипажа, кг

8385

8345

8568

9200±100 (для Ан-12) 9100±100 (для Ил-76 и Ан-22)

Масса полезной нагрузки, кг

7200±70

7200±70

7200±70

7200±70

Масса средств десантирования, кг

1085

1045

1177

2000 (для Ан-12) 1900 (для Ил-76 и Ан-22)

Масса средств десантирования в % от полезной нагрузки

14,86

14,31

16,35

28-26

Скорость полета при сбрасывании, по прибору, км/ч:

- из самолета Ан-12

350-400

350-400

350-400

350-370

- из самолета Ан-22

350—400

350-400

350-400

350-370

- из самолета Ил-76

260—400

260-400

260-400

350-370

Высота десантирования над площадкой приземления, м

500—1500

300—1500

300—1500

500-1500

Высота площадки приземления над уровнем моря, м

2500

2500

2500

2500

Допустимая скорость ветра у поверхности земли, м/с

1—15

1—15

До 15

До 10

Максимальное количество машин БМД-1, размещаемых в грузовой кабине, шт.:

- самолета Ан-12

1

1

1

1

- самолета Ан-22

3

3

3

3

- самолета Ил-76

3

3

3

3

Поверхность, на которую может десантироваться

Суша и водная поверхность

Суша и водная поверхность

Суша и водная поверхность

Суша

Оглавление