Оглавление

PdtUniv292.jpg PdtUniv293.jpg PdtUniv295.jpg
Приводнение БМД-1 на средствах десантирования ЗП170. Освобождение БМД-1 от средств десантирования после приводнения.

Со 2 июня по 25 июля в Белграде и Кировабаде состоялись контрольные испытания, в ходе которых провели семь одиночных десантирований из самолета Ан-12 и одно — из Ил-76. В акте испытаний указывалось, что средства десантирования 3П170 с внесенными доработками «обеспечивают перегрузки, заданные тактико-техническими требованиями ВВС от 09.01.76г.». В самом деле, перегрузки в направлении «грудь-спина», например, составили не более 22 g при заданных 25 g. «Рекомендовать усиленную парашютную систему с удлинителями строп в комплект бесплатформенных средств десантирования (шифр 3П170) при запуске их в серийное производство», — гласил акт испытаний. В то же время высказывались новые замечания. В частности, заводу «Универсал» предлагалось «продолжить работы по отработке расшвартовки... механическим способом» — имелся в виду вариант расшвартовки за счет усилия от движения гусениц машины.

В то же время заводом «Универсал» был предложен другой способ уменьшить перегрузки при приземлении, не требующий замены парашютной системы и уменьшения вертикальной скорости снижения (которая, напомним, влияет и на точность десантирования). Для этого решили заменить пенопластовый заполнитель материалом повышенной энергоемкости. Выбрали сотовые блоки из алюминиевой фольги, используемые в авиапромышленности. Масса средств десантирования 3П170 с серийной парашютной системой МКС-5-128Р при этом практически не изменилась.

С 7 июля по 28 августа 1980 г. провели соответствующие копровые испытания, а 14 августа и 8 сентября — два летных испытания со сбрасыванием из самолета Ил-76 на площадку «Медвежьи Озера». Перегрузки на креслах не превысили 18,6 g, а на корпусе машины — 19,8 g, т.е. полностью соответствовали ТТТ. Испытания показали работоспособность системы 3П170 с амортизационными панелями из алюминиевых сотоблоков. В выводах по предварительным контрольным испытаниям отмечалось: «Ввиду малого количества летных экспериментов и недостаточного количества копровых экспериментов,... необходимо оптимальный вариант конструкции откидных панелей выбрать в процессе дальнейших наземных работ, после чего принять решение о передаче на специальные летные испытания». Стоит отметить, что из алюминиевых сотоблоков изготовили только откидные панели амортизационных лыж, сохранив их размеры и конфигурацию, а основные панели лыж оставили с пенопластовым наполнителем, что, видимо, не позволило полностью выявить возможности применения нового материала. Кроме того, величина рабочего хода амортизатора оставалась недостаточной. Дальнейшая работа по использованию в амортизационных лыжах нового заполнителя не велась. К тому же алюминиевые сотоблоки при выгодных характеристиках поглощения энергии удара были все же сравнительно дорогостоящими.

Уменьшить перегрузки на креслах до требований ТТТ (не более 25 g) удалось только установкой пуансонов в узлы крепления кресел.

В это время проходила войсковые испытания новая парашютная система МКС-350-9 на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2. И средства 3П170 также предлагались в варианте как с системой МКС-5-128Р, так и с новой системой МКС-350-9 — в обоих случаях с вытяжной парашютной системой ВПС-8.

Если кратность применения центральной балки составляла 20 и более раз, парашютной системы — до 5 раз у МКС-5-128-Р и до 8 раз у МКС-350-9, то лыжи с откидными (складывающимися) панелями могли использоваться только один раз. Впрочем, это не являлось существенным недостатком, поскольку боевое применение средств десантирования вообще одноразовое.

Разработка 3П170 длилась пять лет — с 1976 по 1981 г. Тема была защищена пятью авторскими свидетельствами. Чтобы понять, какой масштаб работ проводился тогда при создании новых систем десантирования, достаточно упомянуть, что за время отработки 3П170 было проведено 50 копровых испытаний (из них 15 физиологических, с испытателями, и три эксперимента на водной поверхности) , 103 летных эксперимента со сбрасываниями из трех типов самолетов и в различных климатических условиях (из них один физиологический, с двумя членами экипажа, и три на водную поверхность).

Актом специспытаний от 2 марта 1982 г. изделие 3П170 было рекомендовано для запуска в серийное производство и принятия на снабжение ВВС и ВДВ. 30 июня 1982 г. завод «Универсал» представил заказчику серийную документацию бесплатформенных средств десантирования машины БМД-1 с экипажем.

PdtUniv294.jpg

Приземление БМД-1 на средствах десантирования ЗП170 в горах.

 

Оглавление